вы находитесь здесь: главная страница -> библиотека -> статьи и.в.коновалова ->
-> юбилей по прайсу. заметки о юбилейном колоколе новгорода

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



   Великий Новгород. Даже при упоминании имени этого древнейшего города нашей земли в памяти любого русского человека встают имена многих великих деятелей Российской истории, начиная от легендарного Гостомысла и Рюрика кончая Сергеем Рахманиновым.

     История этого города наполнена великими свершениями и памятными датами. Все века нашей архитектуры, начиная с XI столетия, представлены замечательными памятниками новгородского зодчества. Вся история Новгорода пронизана звонами древних новгородских церквей, монастырей и соборов.

     В Новгороде сохранилась самая древняя русская колокольня - лестничная башня собора Рождества Богородицы XII века. В Новгороде местными мастерами - умельцами были созданы выдающиеся памятники российского колокольного мастерства. Новгородские колокола - от самых малых-зазвонных до великих благовестников - имеют неповторимую, оригинальную форму, орнаменты, шрифты надписей, опоясывающих главы и валы колоколов. Даже проушные петли не лишены орнаментальных украшений.

     По звону вечевого колокола граждане Новгорода собирались на вече, церковный благовест отзывался в душе каждого православного новгородца, всполошный звон предупреждал о частых пожарах и вражеских набегах.

     Именно в Новгороде был установлен памятник тысячелетию Российского государства. Сооруженный в 1862 году, этот монумент выполнен в виде огромного колокола, вокруг которого в два ряда представлены лучшие сыны и дочери России.

    Непоправимый ущерб Новгороду нанесла Вторая Отечественная война, когда город оказался между двух огней. Огнем артиллерии с обеих сторон разрушались памятники зодчества. Бесценные софийские колокола были сняты с балок звонницы: их пытались укрыть. После отступления немецких войск из Новгорода оказалось, что некоторые колокола настолько повреждены, что использовать их в звонах почти невозможно.

     После окончания войны были проведены многие реставрационно-восстановительные работы. Особенно замечательно было восстановление разрушенной части церкви во имя святого Апостола Филиппа, что на Нутной улице торговой стороны. Храм был реконструирован: практически заново выстроен. В нем, впервые в советское время, был создан новый иконостас, причем в традиции новгородской иконописи XV-XVI веков.

    Наступило время "собирать камни", как часто любил повторять наш покойный Патриарх Алексий II. Особенно важно вернуть на прежние места сохранившиеся камни и если уж что-то воссоздавать, то с крепкой опорой на местные традиции.

     Уже хорошо известно, что при возрождении Казанского собора на Красной площади и Храма Христа Спасителя в Москве было предложено множество смелых современных архитектурных решений. Но в обоих случаях было окончательно определено, что необходимо полное и, по возможности, точное воссоздание внешнего и внутреннего вида утраченных памятников.

     Близился 1150-летний юбилей Великого Новгорода. Вместе с этим явилось решение о воссоздании колоколов на звоннице Софийского собора, о пополнении новгородского колокольного подбора.

    До сих пор положение с колокольными звонами на Софийской звоннице было более чем печальное, так как на звоннице древнейшего Российского храма на веревках развешены "колоколообразные отливки желтого цвета" - ранние создания воронежских чудодеев - вперемежку с уральским колокольным литьем.

     Неведомо откуда взятые профили "колоколов" облеплены ужасными узорами и надписями. О внешней поверхности уж и говорить нечего. Вот и теперь "кастрюльный" звук далеко раздается окрест по Волхову. Удивительно, что все это "великолепие" было прорекламировано, куплено, развешено и озвучено членами Ассоциации колокольного искусства России (президент Ассоциации - тогда доцент Саратовской консерватории А.С. Ярешко).

    Непостижимо, почему в те времена были выбраны именно наихудшие отливки, хотя тогда же (в начале 90-х годов) в Москве уже во всю работала артель мастера Константина Чернова, который, по-своему подошел к производству русских колоколов, украшал их образами и тончайшими орнаментами и надписями. На наши недоуменные вопросы руководство Ассоциации колокольного искусства России отвечало, что "кастрюльный звук - это не страшно, будут новые колокола, тогда их повесим". И так по всей Руси. Вот и по сей день, висят колоколообразные звоны по многим колокольням и звонницам наших Храмов.

1 стр.     2 стр.     3 стр.

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru