вы находитесь здесь: главная страница -> библиотека -> статьи и.в.коновалова ->
-> доклад и.в. коновалова на конференции в оружейной палате 31.01.2008 года

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    Список изображений   

Троице-Сергиева Лавра
Духовская церковь и Троицкий собор

     Каждое столетие российской истории, присущими только ему путями, влекло державу в свой неповторимый круговорот событий, формирующий образ страны, людей и власти на более или менее длительный исторический срок.

     В XV веке княжество московских Даниловичей напряжением всех мысленных сил, политическими, экономическими и военными методами присоединяет к себе многие русские земли и княжества. Московские правители ставят пред собой и успешно решают, поистине, невиданные доселе исторические задачи. Среди достижений московских государей можно выделить относительно благополучные годы мирного существования Великого княжества Московского, особенно во второй половине столетия. XV век - время подлинного расцвета великого духовного древа русской святости. Российские граждане - от крестьян-землепашцев до высших сословий - обыкновенно общаются со святыми, принимая порицание ошибок и получая утверждение в добрых делах. Колокольная история ранней Москвы неразрывно связана с монастырем Пресвятой Троицы и Преподобного Сергия - Троице-Сергиевой Лаврой. Только изучая сохранившиеся памятники колокольного наследия монастыря, можно достаточно точно составить представление о том, что представляли собой несохранившиеся колокола и колокольни Москвы и Московского Кремля.

Великий князь Василий II. Миниатюра из Титулярника 1672 года
 В это время обретает свободу и Русская Церковь, глава которой возводится на митрополию собором русских епископов. В то же время великокняжеская власть играет все большую роль в церковных делах, препятствуя интригам, отстаивая основы православной веры. Крепкими стоятелями в Вере были Московские Великие Князья Василий Васильевич и его сын Иван Васильевич.

  В конце столетия, в результате упорной борьбы за соединение разрозненных русских княжеств, на восточных границах Европы появляется огромная империя, которая принимает в свое подданство православных христиан, находящихся под властью польско-литовского государства.

     Развитие колокольного дела на Руси, как и в прочих странах, неразрывно связано с течением жизни в государстве и в обществе. В условиях татаро-монгольского порабощения, с постоянными выплатами огромной дани и непрекращающимися княжескими усобицами и мятежами, регулярная отливка колоколов была попросту невозможна. Годы правления Князя Ивана Даниловича были относительно спокойными для Московских земель, привлекли денежные средства и людей в его вотчины, что позволило Великому Князю благоукрасить стольный город белокаменными храмами и возвести в центре Cоборной площади Кремля церковь Иоанна Лествичника "иже под колоколы".

     Начало XV века (1404 год) было ознаменовано появлением в Москве, на дворе Великого Князя, боевых часов с колоколом, отмеряющим время. Очевидно, сложный часовой механизм находился на башне при великокняжеских теремах. "Сей же часник наречеся часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и разсчитывая часы нощные и дневные: не бо человек ударяше но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хитростию, преизмечтанно и преухищрено…" [1].

Лазарь Сербин показывает часы Великому князю Василию Дмитриевичу. Миниатюра Лицевого летописного свода.
1570-е годы
 Эти строки Лицевого летописного свода иллюстрирует миниатюра, на которой за небольшим одноглавым храмом (судя по всему, это Благовещенский собор) возвышается каменная башня. В широкой дверной арке башни видна каменная лестница, ведущая наверх. Рядом с широкой аркой изображен круглый циферблат, разделенный на двенадцать часов. Часы от первого до двенадцатого обозначены соответствующими церковнославянскими буквами. Над циферблатом прикреплен молоток, ударяющий в часовой колокол. Под нижним краем циферблата изображены три гири, из которых две меньших и одна большая. Таким образом, изограф времен Ивана Грозного изображает первые на Москве, а, может быть, и по всей Руси, городские башенные часы. Понятно, что изограф, иллюстрирующий Лицевой летописный свод по указу грозного самодержца никогда не видел часов Василия Дмитриевича, но для того, чтобы изобразить что-то подобное, он должен был ознакомиться с часовым механизмом, находящимся, возможно, на колокольне знаменитой Александровой слободы.

     Любой механизм башенных часов представляет собой усложненную разновидность стенных ходиков с гирьками и маятником для регулировки точности хода. Это мы и наблюдаем на миниатюре. Три гири указывают на три механизма. Первый-механизм хода, второй - механизм боя часов и третий - механизм боя четвертей, что вполне аналогично нынешним часам Троице-Сергиевой Лавры. Но изучая некий механизм, изограф отступил от описания, в котором сказано, что ударяет в колокол "..не бо человек ударяше но человековидно..", поэтому, скорее всего, гирь (а следовательно и механизмов) было две: механизм хода часов и механизм боя часов, без четвертей, так как колокол был всего один и приводился в действие посредством сложного устройства, которое приводило в действие человековидную фигуру с молотом, в полном подобии со знаменитыми башенными часами на площади Святого Марка в Венеции.

     Русская традиция использования колоколов в часовом бое предполагает три варианта: первый состоит в использовании церковных колоколов для боя часов и четвертей, второй предполагает разделение колоколов на часовые и церковные, третий вариант предполагает использование в часах одного или нескольких церковных колоколов. Скорее всего, вопрос использования колоколов решался из соображений целесообразности, чтобы колокол, отбивающий часы, был как можно дальше слышен в городе или монастыре. В летописи нет указаний на то, кем был отлит часовой колокол Великого Князя Василия Дмитриевича, но вполне понятно, что он был отлит в Москве, по княжескому повелению и в точно определенное место, так как человековидная фигура, ударявшая молотом в колокол, и отсутствие языка, вряд ли позволяли использовать колокол в качестве церковного благовестника для Благовещенского собора Кремля. Мы вправе предполагать руководство чернеца Лазаря Сербина и изготовлением часов, и отливкой колокола, так как цена в 150 рублей или 30 фунтов серебра для того времени была по истине астрономической, а чернец, памятуя нестяжательский обет, не мог брать за работу большую сумму.

Далее >>

1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    Список изображений   


Статьи И.В. Коновалова

Алфавитный указатель

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru