вы находитесь здесь:
главная страница -> библиотека -> статьи и.в.коновалова -> -> доклад и.в. коновалова на конференции в оружейной палате 31.01.2008 года | |||||||||||||
![]() | |||||||||||||
| |||||||||||||
![]() | |||||||||||||
![]() |
В XV веке княжество московских Даниловичей напряжением всех мысленных сил, политическими, экономическими и военными методами присоединяет к себе многие русские земли и княжества. Московские правители ставят пред собой и успешно решают, поистине, невиданные доселе исторические задачи. Среди достижений московских государей можно выделить относительно благополучные годы мирного существования Великого княжества Московского, особенно во второй половине столетия. XV век - время подлинного расцвета великого духовного древа русской святости. Российские граждане - от крестьян-землепашцев до высших сословий - обыкновенно общаются со святыми, принимая порицание ошибок и получая утверждение в добрых делах. Колокольная история ранней Москвы неразрывно связана с монастырем Пресвятой Троицы и Преподобного Сергия - Троице-Сергиевой Лаврой. Только изучая сохранившиеся памятники колокольного наследия монастыря, можно достаточно точно составить представление о том, что представляли собой несохранившиеся колокола и колокольни Москвы и Московского Кремля.
В конце столетия, в результате упорной борьбы за соединение разрозненных русских княжеств, на восточных границах Европы появляется огромная империя, которая принимает в свое подданство православных христиан, находящихся под властью польско-литовского государства. Развитие колокольного дела на Руси, как и в прочих странах, неразрывно связано с течением жизни в государстве и в обществе. В условиях татаро-монгольского порабощения, с постоянными выплатами огромной дани и непрекращающимися княжескими усобицами и мятежами, регулярная отливка колоколов была попросту невозможна. Годы правления Князя Ивана Даниловича были относительно спокойными для Московских земель, привлекли денежные средства и людей в его вотчины, что позволило Великому Князю благоукрасить стольный город белокаменными храмами и возвести в центре Cоборной площади Кремля церковь Иоанна Лествичника "иже под колоколы". Начало XV века (1404 год) было ознаменовано появлением в Москве, на дворе Великого Князя, боевых часов с колоколом, отмеряющим время. Очевидно, сложный часовой механизм находился на башне при великокняжеских теремах. "Сей же часник наречеся часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и разсчитывая часы нощные и дневные: не бо человек ударяше но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хитростию, преизмечтанно и преухищрено…" [1].
Любой механизм башенных часов представляет собой усложненную разновидность стенных ходиков с гирьками и маятником для регулировки точности хода. Это мы и наблюдаем на миниатюре. Три гири указывают на три механизма. Первый-механизм хода, второй - механизм боя часов и третий - механизм боя четвертей, что вполне аналогично нынешним часам Троице-Сергиевой Лавры. Но изучая некий механизм, изограф отступил от описания, в котором сказано, что ударяет в колокол "..не бо человек ударяше но человековидно..", поэтому, скорее всего, гирь (а следовательно и механизмов) было две: механизм хода часов и механизм боя часов, без четвертей, так как колокол был всего один и приводился в действие посредством сложного устройства, которое приводило в действие человековидную фигуру с молотом, в полном подобии со знаменитыми башенными часами на площади Святого Марка в Венеции. Русская традиция использования колоколов в часовом бое предполагает три варианта: первый состоит в использовании церковных колоколов для боя часов и четвертей, второй предполагает разделение колоколов на часовые и церковные, третий вариант предполагает использование в часах одного или нескольких церковных колоколов. Скорее всего, вопрос использования колоколов решался из соображений целесообразности, чтобы колокол, отбивающий часы, был как можно дальше слышен в городе или монастыре. В летописи нет указаний на то, кем был отлит часовой колокол Великого Князя Василия Дмитриевича, но вполне понятно, что он был отлит в Москве, по княжескому повелению и в точно определенное место, так как человековидная фигура, ударявшая молотом в колокол, и отсутствие языка, вряд ли позволяли использовать колокол в качестве церковного благовестника для Благовещенского собора Кремля. Мы вправе предполагать руководство чернеца Лазаря Сербина и изготовлением часов, и отливкой колокола, так как цена в 150 рублей или 30 фунтов серебра для того времени была по истине астрономической, а чернец, памятуя нестяжательский обет, не мог брать за работу большую сумму.
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() | |||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |