вы находитесь здесь:
главная страница -> библиотека -> статьи и.в.коновалова -> -> звонница, колокольня и колокола покровского собора на рву | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
| ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() |
Звонница покровского собора не единожды изображалась различными художниками. Первое, и наиболее раннее изображение соборной звонницы представлено в иллюстрации летописного свода и снабжено подписью «Освящение церквей новых» [1]. При всей условности и стилизации изображений архитектуры в грозненском Лицевом своде, некоторые детали прорисованы достаточно подробно. Видно, что шатёр центрального Покровского придела не завершён. На заднем плане хорошо видна звонница. Сооружение состоит из четырёх столбов, соединенных тремя арками. В арках подвешены три колокола среднего размера. Над кровлей звонницы видна низкая стенка с тремя арками, увенчанная единственным шатром.
На первый взгляд звонница, изображённая неизвестным изографом на странице свода представляется довольно необычной и не имеющей прямых аналогов в церковной архитектуре Руси. Дошедшие до нашего времени звонницы-стены, неверно именуемые псковскими или новгородскими, ставились на церковные своды или поднимались высоко над землёй на собственном основании. Примеров тому достаточно в северных и в московских землях. Так, широко известна звонница-стена церкви Трифона в Напрудной слободе, звонница церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове [3], не так давно были обнаружены столбы-основания звонницы церкви Антипы на Колымажном дворе в Москве. Собственно, изображённая изографами первоначальная покровская звонница имеет существенное отличие от вышеназванного тем, что её основание расположено на уровне земли. Подобная конструкция была бы исключением и её можно обьяснить вольностью царских иконников, если бы не открытие Вольфганга Вольфганговича Кавельмахера.
Cозданная В. В. Кавельмахером конструкция Александровской звонницы полностью повторяет изображение звонницы Покровского собора из лицевого свода [4]. Существование подобной звонницы подтверждается и сохранившейся до ныне звонницей церкви Троицы в Больших Вязёмах [5] - подмосковной усадьбе Бориса Фёдоровича Годунова. Исследуя комплекс звонницы в Вязёмах, состоящий из ярусной стены-звонницы и высокого основания-галереи, окружающей звонницу, видятся по крайней мере два этапа строительства этого сооружения. Первый этап – подобная покровской конструкция из четырёх прямоугольных пилонов, соединённых тремя арками стояла на основании земли. Затем, над первоначальным нижним ярусом надстраивается ещё один ярус звона и сооружается открытая обходная галерея для удобства звона в очепные и язычные колокола.
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | ||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |