вы находитесь здесь: главная страница -> библиотека -> статьи и.в.коновалова ->
-> проект православного храма в париже

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



     Православный храм. Сколько вмещает, сколько заключает в себе этот образ! История, архитектура, внутреннее убранство, церковное пение, колокольный звон. Церковь неотделима от русских просторов. Все русские художники, мастера кисти, так или иначе, посвящали храмам, церквам, церквушкам, часовням свои произведения.

     Особенное значение имеют русские Православные храмы за пределами нашего Отечества. Как родной дом воспринимается русский храм, где бы он ни стоял - в Европе, Азии, Америке, Африке, Австралии.

     Отрадно, что сооружение новых Православных храмов продолжается как в Российском государстве, так и за его пределами. Порой таковое строительство являет поистине Божий Промысл, и настоящее чудо свершается на наших глазах. Например, возведение Русского Православного храма Святой Екатерины с приделом Константина и Елены в Риме - центре и оплоте католичества, сооружение церкви во имя Святой Троицы в Пхеньяне - столице северной Кореи - последнего очага социализма. Не так давно был построен и освящён храм в столице Кубы. Строятся новые православные церкви и во многих других странах.

     Более года назад был проведён конкурс проектов русской церкви в Париже. Париж имеет свою славную и долгую историю. Центр города изобилует памятниками архитектуры, многие из которых по праву являются шедеврами.

 В XIX веке в Париже был построен русский храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Храм производит несколько странное впечатление. Шатровое завершение, состоящее из четырёх малых глав, венчающих колокольни, и центрального шатра над световым барабаном, поставлено на довольно скромно оформленное основание, выполненное скорее в стилях романском или готическом. Создается впечатление, что строители, возведя церковное здание до глав и кровли, вдруг вспомнили о том, что храм должен быть русским, и продолжили возведение глав, уже используя мотивы русского зодчества XVII века, увенчав церковь шатрами.

     Церковь Александра Невского располагается на улице Дарю в глубине и не выходит на красную линию. Снаружи церковь выглядит обветшалой, несколько неряшливой и грязноватой. Внутри картина ещё печальнее. Помещение тёмное, сюжеты росписей читаются плохо. Грязь, копоть. К тому же, общее минорное впечатление усиливается тем, что русская церковь, выстроенная прихожанами, подданными российской Короны, при Высочайшем участии, принадлежит теперь какому-то стамбульскому Епископу.

     В смысле же смешения стилей, Александро-Невский храм своей архитектурой следует в русле принятых в то время предпочтений, и, тем не менее, выгодно отличается от церкви Святого Сердца, расположенного на Монмартре в том же Париже.

     Русская храмовая архитектура всегда соответствовала современным ей художественным стилям. Так, на Руси во множестве присутствуют храмы романского, готического, так называемого домонгольского времени, после ослабления татарского гнёта готические тенденции продолжаются, сменяясь ренессансными соборами Ивана III и Василия III. Зодчие романовской династии, восприняв и творчески переработав наследие Рюриковичей, создают самобытный и удивительный стиль русского узорочья XVII века. Вот эти веяния московско-ярославского зодчества и были восприняты архитекторами XIX века, создавшими неповторимые неорусское и неовизантийское направления в русской церковной и светской архитектуре. Собственно, именно храмы, созданные во второй половине XIX - начале XX веков, и определили облик русских церквей, возведённых за рубежами Российской Империи.

     Октябрьский переворот в России надолго прервал естественные пути развития русской храмовой архитектуры. Зодчие, творившие прежде, обязаны были перестроиться в соответствии со вкусами новых хозяев нового государства. Возникшие в результате этого произведения архитектуры иначе как курьёзами не назовёшь. Правда в последнее время, благодаря стараниям бывшего московского градоначальника, сталинская архитектура стала выглядеть как-то поприличнее, выгодно выделяясь на фоне застройки конца 90-х - начала XXI века.

     Что же касается храмовой архитектуры начала XX века, то российские зодчие создавали свои проекты, творчески перерабатывая модный в то время стиль модерн. Одним из выдающихся произведений церковного модерна является Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве. Русский церковный модерн привнёс в храмовое зодчество удивительное ощущение красоты, утончённости, соразмерности, узорности и молитвенного проникновения. Таких храмов сохранилось достаточное количество. Следовательно, использование зодчими современных направлений художественного стиля, мудрая творческая переработка устоявшихся канонов и форм церковной архитектуры, могут принести добрый плод, при условии наличия у архитектора чувства такта, меры допустимого и, естественно, таланта.

     Большой русский культурный центр в Париже решено возвести в самом центре города, на берегу Сены, рядом с Эйфелевой башней, Марсовым полем, зданием военной королевской академии, где среди прочих военную науку постигал отрок Наполеоне Ди Буонапарте.

     То есть, быть русской духовной культуре во Франции представленной храмом и комплексом зданий разного назначения. Признаться, лично меня разочаровал проект комплекса, занявший первое место и, следовательно, объявленный победившим. Архитектор, господин Мануэль Нуньес-Яновский, так увлёкся модернизмом, что все пять глав собора будут как бы высовываться из покрывала, протыкая последнее. К тому же, в некоторых публикациях об авторе существует утверждение, что он – атеист. Так как же атеист - модернист построит в Париже Православный собор? Может быть, имущие власть выбирать проекты посоветуют победителю конкурса отказаться от проткновения главами покрывала.

     И ещё, конечно же, было бы неплохо возвести где-то рядом колокольню. Какой же русский православный храм, да ещё в основе культурного центра, может быть без колокольни с русским «малиновым» звоном, служащим к вящему музыкальному украшению стольного града Французской Республики?

     Пока же единственным достойным представителем, правда, ещё Российской Империи, является роскошный мост Александра III. А как было бы хорошо посреди русского комплекса зреть нашу родную колоколенку, именуемую "суздальской дудкой", которая силуэтом так похожа на Эйфелеву башню!


Статьи И.В. Коновалова

Алфавитный указатель

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru