вы находитесь здесь: главная страница -> библиотека -> изданные материалы ->
-> волхонский в. л., никаноров а. б. колокол георгиевской церкви в старой руссе (опыт историко-кампанологической атрибуции)

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Новгород и новгородская земля. Искусство и реcтаврация.
Великий Новгород, 2011. Вып. IV. С. 280-285


     В августе 2006 г. и июле 2007 г. нами проведен осмотр колокольни церкви Св. Георгия в Старой Руссе [1]. Деревянная колокольня Георгиевского прихода выстроена взамен каменной, 1884-1885 гг. [2], пострадавшей в годы Великой Отечественной войны и разобранной в 1951 г. [3] Точную дату строительства деревянной колокольни установить не удалось, но ее изображение есть на фотографии 1949 г. [4]

     На момент осмотра [5] колокольный набор Георгиевской церкви состоял из шести колоколов: три зазвонных, два подзвонных и один благовестный. Еще один разбитый колокол находился в одном из подсобных помещений при храме. Все колокола располагались на втором ярусе, на одной деревянной балке, проходившей по центру колокольни по оси север-юг, пять из них можно датировать XIX в., а один, самый большой в наборе, судя по профилю и другим признакам, - значительно старше. Его атрибуции посвящена данная статья.

     Высота колокола без ушей - 56,5 см, высота ушей - 12,5 см, маточника - 18 см. Нижний диаметр 62,5 см., верхний - 33,5 см. Из шести ушей сохранились три. Они имею восьмигранное сечение, орнамет на ушах отсутствует. Профиль колокола вытянут, сковорода имеет ярко выраженный изгиб. Железный кованый язык крепится к серьге с помощью современного кожаного ремня. На колоколе литая надпись в три строки [6]:

     ЦРЯ И ВЕЛИКОГО КНЗЯ ФЕОДОРА ИВАНОВИЧА ВСЕЯ РУСI И ПРЕОСВЕЩЕНОм // МИТРОПОЛИТЕ ВАРЛАМЕ ВЕЛИКАГО НОВАГРАДА ПРИ НАСТОЯЩЕМЬ ИГУМЕНИ // АРКАДИИ ЕЖЕ О ХРсЕ И 3 БРАТЬЕЮ И ПРИ КЕЛАРЕ ПАРФЕНЕ ДА ПРИ КАЗНАЧИЕ МИТРОФАНЕ

     Первая и вторая строки текста расположены в верхней части тулова, третья - на юбке. Высота строк 4 см., букв 3-3,5 см., расстояние между буквами от 0,5 до 2,5 см. Под нижним рядом текста имеется фриз растительного орнамента высотой 3 см. Текст позволяет отнести колокол к концу XVI столетия и датировать его между 1592 г. (хиротония митрополита Варлаама) и 1598 г. (смерть царя Федора Иоанновича).

     Из надписи на колоколе следует, что он отлит для монастыря, и можно предполагать его относительно позднее появление в наборе Георгиевского храма [7]. Колокол не упоминается в краеведческих описаниях Старой Руссы XIX - начала XX вв., поэтому его связь с одной из городских или пригородных обителей сомнительна. Среди церковных иерархов Новгорода, известных по письменным источникам, игумен Аркадий, согласно данным П. Н. Строева, значится как настоятель Спасо-Преображенского Хутынского монастыря, управлявший обителью в 1595-1598 гг. [8]

     Архимандрит Макарий (Миролюбов) приводит сходную надпись на колоколе, находившемся в середине XIX в. на колокольне Хутынского монастыря [9]. Однако, приведенный им текст имеет некоторые расхождения с надписью на колоколе Георгиевского храма, что не позволяет однозначно соотнести их: «при царе и великомъ князе Феодоре Ивановиче всея Русии, при преосвященномъ митрополите Варлааме В. Новаграда, при настоятеле игумене Аркадии и при келаре Парфении и при казначее Митрофане и всей яже о Христе братии» [10]. Устранить разночтения помогло обращение к рукописи «Колокола Великоновгородские» 1922-1924 гг., содержащей подробное описание Хутынского колокольного набора. Среди приводимых в источнике надписей одна практически полностью совпадает с нашей [11]. Также, с небольшой погрешностью, совпадают и общие размеры колокола указанные в документе. Таким образом, колокол Георгиевского храма в Старой Руссе был отлит для Варлаамо-Хутынского монастыря и еще в 1920-х гг. находился на монастырской колокольне.

     В XVI-XVII вв. колокольный набор Хутынского монастыря был одним из крупнейших в Новгороде. Опись Новгорода 1617 г. фиксирует его состояние после шведского разорения 1611-1617 гг.: «2 колоколы благовестных болших, а третей колокол часовой, а весу во всех трех колоколах 370 пудов. Да два колоколы зазвонные, что дали до государева указу государевы послы» [12].

     В описи 1642 г. упоминается 11 монастырских колоколов. Помимо двух благовестных и одного часового источник называет: «два колокола, а сколько в них весу, того не ведомо; а на одном колоколе подпись: Лит бысть сей колокол в лето 7061 (1553) году в сентябре; а на обоих колоколах верху и в низу по краем каймы. Два колокола красных. Два колокола зазвонных... Два колокола невеликих перечасные, а сколько в них весу, того неведомо» [13].

     Подробные данные о колокольном наборе обители содержатся в описи колоколов новгородских монастырей 1688 г. В рукописи говорится о семи колоколах Хутынского монастыря, пять из которых относятся к концу XVI в.: благовестный колокол 1599 г., (200 пудов), пара перечастных 1596 г. (10 и 11 пудов) и пара зазвонных 1596 г. [14] Именно к одной из пар зазвонных, или перечастных колоколов мог бы относиться колокол Георгиевского храма.

     Тест на перечастных колоколах, согласно описи таков: ЛЕТА ЗРЕ [7105 (1596)] ГОДУ МЦА СЕНТЯБРЯ БОЖИЕЮ МЛТИЮ И ПОМОЩИЮ БГОЛЕПНАГО ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГДА БГА И СПСА НАШЕГО ИИСУСА ХРТА МЛТВАМИ ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НАШЕГО ВАРЛААМА ЧЮДОТВОРЦА ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛГОВЕРНАГО И ХРСТОЛЮБИВАГО ЦРЯ И ГДРЯ И ВЕЛИКОГО КНЗЯ ФЕДОРА IВАНОВИЧА ВСЕЯ РУСИI И ПРЕОСВЯЩЕННОМ МИТРОПОЛИТЕ ВАРЛААМЕ ВЕЛИКАГО НОВАГРАДА И ПРИ НАСТОЯЩЕМ ИГУМЕНЕ АРКАДИI ЯЖЕ О ХРИСТЕ 3 БРАТИЕЮ И ПРИ КЕЛАРЕ ПАРФЕНИI И ПРИ КАЗНАЧЕЕ МИТРОФАНЕ СЛИТЫ БЫСТЬ КОЛОКОЛЫ К СПАСУ И ЧЮДОТВОРЦУ ВАРЛААМУ ПРЧТЕЙ БЦЫ ОДЕГИТРИЕ В НОВГОРОДЪ НА ПОДВОРИЕ ВЫЛИЛ КОЛОКОЛЫ ДЕВЯТКО ИВАНОВЪ 3 ГОРОДИЩ С СЫНОМЪ СВОИМ 3 БОГДАНОМЪ [15].

     Текст на зазвонных следующий: ЛЕТА [7104 (1596)] МЦА ИЮЛЯ В I [10] БЖИЕЮ МЛСТИЮ И ПОМОЩИЮ БГОЛЕПНАГО ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГДА БГА И СПСА НАШЕГО ИIСА ХРТА И МОЛИТВАМИ И МОЛЕНИЕМ ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НАШЕГО ВАРЛААМА ЧЮДОТВОРЦА СЛИТЫ БЫСТЬ СИI КОЛОКОЛА [16].

     Как видно из приведенных цитат, буквально с надписью на нашем колоколе не совпадает ни один текст, однако пролить свет может внимательное прочтение и анализ надписей на обеих парах колоколов, приведенных в описи. На перечастных присутствуют все необходимые данные для типичного текста на колоколе XVI в.: время отливки, упоминание «боголепного Преображения Господа Бога» и святого Варлаама Хутынского, которым посвящен монастырь, за тем названы иерархи светской и духовной власти, важнейшие представители монастырской администрации (игумен, келарь, казначей), указано предназначение колокола, а также имена мастеров (последнее бывает далеко не на всех колоколах). В тексте же зазвонных отсутствует больше половины традиционно необходимых сведений, имеется лишь его датировка и упоминание небесных покровителей. Несмотря на то, что в описи сказано, что на зазвонных «подписи на обеих» [17], надпись явно не полная. Все встанет на свое место, если к процитированному отрывку добавить текст колокола Георгиевской церкви. Как правило, на парных колоколах так и случается, что надпись, начавшаяся на одном колоколе, продолжается на другом [18]. Общий для колокольной пары текст будет выглядеть следующим образом:

     [1-Й КОЛОКОЛ:] ЛЕТА ЗРД [7104 (1596)] МЦА ИЮЛЯ БЖИЕЮ МИЛОСТИЮ И ПОМОЩИЮ БГОЛЕПНОГО ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГДА БГА И СПАСА НАШЕГО ИIСА ХРТА, МОЛИТВАМИ И МОЛЕНИЕМ ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НАШЕГО ВАРЛААМА ЧЮДОТВОРЦА, СЛИТЫ БЫСТЬ СИИ КОЛОКОЛА при державе благоверного и христолюбивого [2-Й КОЛОКОЛ:] ЦРЯ И ВЕЛИКОГО КНЗЯ ФЕОДОРА ИВАНОВИЧА ВСЕЯ РУСI И ПРЕОСВЕЩЕНОм // МИТРОПОЛИТЕ ВАРЛАМЕ ВЕЛИКАГО НОВАГРАДА ПРИ НАСТОЯЩЕМЬ ИГУМЕНИ // АРКАДИИ ЕЖЕ О ХРсЕ И 3 БРАТЬЕЮ И ПРИ КЕЛАРЕ ПАРФЕНЕ ДА ПРИ КАЗНАЧИЕ МИТРОФАНЕ

     При составлении описи текст пары зазвонных колоколов видимо был переписан только с первого колокола. Вероятно также, выделенная фраза, набранная курсивом строчными буквами, осталась на первом колоколе не прочитанной. В ней непременно должно было быть одно из типовых титулований царя, восстанавливаемое нами по аналогии с надписью на перечастных, что в данном случае представляется вполне возможным исходя из близости дат изготовления обеих пар (июль и сентябрь 1596 г.) и стилистической близости их текстов.

     Публикуемый колокол несколько выделяется среди сохранившихся колоколов Новгорода XVI-XVII вв. Обращает на себя внимание ярко выраженный изгиб сковороды, который не позволил литейщику расположить на ней первую строку надписи [19]. К особенностям колокола также можно отнести отсутствие орнамента на ушах, расположение двух рядов текста, а не одного как обычно, в верхней части тулова [20]. Среди новгородских колоколов XVI столетия все обозначенные выше особенности имеет только «чумной» колокол Знаменского собора, отлитый в 1554 г. [21]Сходство с ними имеет также колокол 1563 г., отлитый для Ксенофонто-Робейского монастыря под Новгородом, известный по опубликованному Н. И. Оловянишниковым рисунку [22]. Все три колокола имеют новгородское происхождение, и их можно связать с работой новгородских литейщиков.

     До конца не выясненными остаются обстоятельства, при которых колокол попал в Старую Руссу. Как видно из описания колоколов Хутынского монастыря 1922-1924 гг., в начале 1920-х гг. он еще находился на монастырской колокольне. Сложно предположить, что перемещение могло произойти в 1920-30-е гг., когда колокольный звон повсеместно запрещался, а колокола уничтожались, тем более что в 1939 г. Георгиевский храм был закрыт [23]. Богослужения в нем возобновились в период немецко-фашистской оккупации. После освобождения города храм вновь открыли в 1946 г. [24] Приведенные данные позволяют предположить, что Хутынский колокол привезен в Старую Руссу в 1940-е гг. Наиболее вероятной датой его появления при Георгиевском храме можно считать 1941-1943 гг.

Примечания:

[1] Авторы благодарят руководителей Старорусcкой археологической экспедиции Елену Владимировну и Сергея Евгеньевича Тороновых за помощь при изучении колокола.
[2] Ядрышников В. А. Архитектура Старой Руссы XII - начала XX века. М; СПб. 2010. С. 164.
[3] Там же. С. 167.
[4] Фотография хранится в рабочем архиве музея Северо-Западного фронта в Старой Руссе. На фотографии также можно увидеть два колокола, атрибуции одного из них посвящена данная статья.
[5] Деревянная колокольня Георгиевской церкви разобрана в 2008-2009 гг., во время работ по благоустройству храмовой территории. Часть ее колоколов перевешена на беседку у часовни, остальные складированы в Благовещенском приделе.
[6] При прочтении надписи для упрощения графики буквы «омега», «фита», «ять» передаются соответственно буквами «о», «ф», «е». Замены отмечены курсивом. Выносные буквы набраны строчными.
[7]В середине XIX в. колокольный набор церкви Георгия в Старой Руссе состоял из семи колоколов, однако источники указывают только вес двух благовестников - 136 пудов и 54 пуда. (ОПИ НГОМЗ. Ф. 14. оп. 1. Д. 391. Л. 90, 317об.)
[8] Строев П. Н. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 50.
[9] Макарий (Миролюбов), архимандрит. Археологического описания церковных древностей в Новгороде и его окрестностях: В 2 ч. М., 1860. Ч. 2. С. 284.
[10] Там же. Разночтения отмечены курсивом. Фраза «яже о Христе братiи» у Макария дана в конце текста, а не после имени игумена, как на колоколе.
[11] ГИАНО. Ф. Р-3375. Оп.1. Д. 75. Л. 67.
[12] Опись Новгорода 1617 года / Под ред. В. Л. Янина: В 2 ч. М.. 1984. 4.1. С. 89. // Памятники отечеств, истории; Вып. 3.
[13] Макарий (Миролюбов), архимандрит. Опись Новгородского Спасо-Хутынского монастыря 1642 года. // Записки императорского археологического общества. Т. 9, Вып. 2. 1857. С.527-528.
[14] Опись опубликована А.Ф. Бондаренко (см.: «Справил монах Александр». Опись колоколов новгородских монастырей второй половины XVII в. // Исторический архив. 2008. № 2. С. 194-210). Ввиду того, что автором публикации допущено множество пропусков, ошибок и неточностей, начиная с фразы, вынесенной в заглавие, отсутствующей в подлинном тексте, датировки рукописи как 1661 г. вместо 1688 г., кончая досадными промашками в чтении отдельных слов, мы будем цитировать текст по его оригиналу, хранящемся в архиве Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук (далее: СПбИИ РАН).
[15] СПбИИ РАН. Ф.175. Оп.1. Д. 325. Л.5об.-6.
[16] СПбИИ РАН. Ф.175. Оп.1. Д. 325. Л.боб.
[17] СПбИИ РАН. Ф. 175. On. 1. Д. 325. Л.боб.
[18] Никаноров А. Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря как наследие традиционной культуры северо-западной Руси: Автореф. дис. ... кандидата искусствоведения / Российский институт истории искусств. СПб.. 2005. С. 11-12.
[19] Схема оформления колокола, при которой первая строка надписи располагалась на сковороде, характерна в первую очередь для Псковской колокололитейной традиции XVI - начала XVII веков, однако была распространена и в Новгороде. Среди сохранившихся памятников новгородского колокольного литья по подобной схеме оформлены колокола из Воскресенского монастыря 1562 г. (НМЗ КП 39046/3) и церкви Вознесения на Прусской улице 1566 г. (НМЗ КП 39046/4 и 39046/5)
[20] В данном случае подобное расположение текста обусловлено упомянутой выше особенностью сковороды - литейщик сдвинул текст верхней строки колокольной надписи со сковороды на тулово.
[21] См. о колоколе: Никаноров А. Б., Никанорова О. В. Колокола Новгорода (Материалы к каталогу) // «Чело». 1999. №1. С. 79, 83.
[22] Оловяншиников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 1912. С. 155-156.
[23] Ядрышников В. А. Архитектура Старой Руссы XII - начала XX века. М.: СПб. 2010. С. 166.
[24] Там же. С. 167.

Изданные материалы

Алфавитный указатель

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru