вы находитесь здесь: главная страница -> библиотека -> изданные материалы ->
-> храм христа спасителя

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



     Замысел строительства грандиозного храма, посвященного победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, родился ещё в те дни, когда последние французские солдаты покидали пределы России. Но только спустя пять лет, 12 октября 1817 года, на Воробьёвых горах состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. По замыслу автора первого проекта храма, архитектора А.Л. Витберга, храм, расположенный в самом высоком месте Москвы, должен был быть виден из любой точки города.

     Проект храма Христа Спасителя предусматривал возведение на Воробьёвых горах монументального ансамбля, выдержанного в строгих, несколько тяжеловесных формах ампира. Ансамбль, кроме собственно храма, включал в себя гигантские колоннады, спуски к Москва-реке каменную набережную.

     Но осуществление грандиозного замысла оказалось невозможным – почва на склонах Воробьёвых гор «плыла», грозя оползнями из-за близости грунтовых вод. Строительство храма на долгие годы прервалось. К тому времени в архитектуре уже появились новые веяния. Эпоха классицизма уходила. В России зарождались идеи «русского стиля», открыто заявившие о себе в эпоху историзма. Идеи «русского стиля» пытался воплотить в жизнь академик Петербургской академии художеств архитектор Константин Андреевич Тон.

     К.А. Тон был большим мастером архитектуры и незаурядным инженером, мастером создания крупных архитектурных комплексов, некоторые из которых (Вознесенский собор в Ельце) являются шедеврами русской архитектуры XIX столетия. К.А. Тон осуществил коренную реконструкцию Большого Кремлёвского дворца, построил ряд храмов в Петербурге, Новгороде, Воронеже, Саратове, Царском Селе, Свеаборге. По его проекту были сооружены здания всех станций Николаевской железной дороги. Тон много работал в стиле классицизма, но постепенно все большее место в его творчестве стали занимать постройки в «русском» стиле.

     Император Николай I поставил условие, чтобы храм Христа Спасителя был создан непременно в «древнерусском» духе. 10 апреля 1832 года он утвердил новый проект храма, составленный К.А. Тоном. В 1839 году храм был заложен на новом месте, на берегу Москвы-реки. Здесь стоял древний Алексеевский монастырь, который был переведён в Сокольники, а его постройки снесены под площадку храма Христа Спасителя. По преданию, оскорбленная такой бесцеремонностью настоятельница монастыря прокляла это место и предрекла, что на нём ничто долго не простоит.

     На месте закладки храма в знак преемственности был положен камень первого храма, который начал строить Витберг на Воробьёвых горах, а Николай I собственноручно уложил закладную доску.

     Храм Христа Спасителя строился почти 40 лет. В 1846 году был возведён свод главного купола. Три года спустя завершили работы по облицовке и начали устанавливать металлическую кровлю и главы. В 1860 году строительные леса были, наконец, разобраны, и храм явился перед москвичами во всём своём величии.

     Ещё двадцать лет ушли на роспись и отделку храма. Для сооружения храма использовался плотный белый известняк, добывавшийся в окрестностях Коломны. Из него же были изваяны горельефы, украшавшие стены храма. Для облицовки снаружи и внутри были использованы тёмно-зеленый лабрадорит, розовый шокшинский кварцит, разноцветные мраморы.

     Храм расписывали выдающиеся художники того времени – Г.И. Семирадский, В.И. Суриков, В.П. Верещагин, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, П.С. Сорокин, А.И. Корзухин, М.Д. Быковский и другие. Знаменитые горельефы храма были исполнены скульпторами П.К. Клодтом, А.В. Логановским, Н.А. Рамазановым.

     Местоположение храма чрезвычайно выгодно, его мощные золотые купола открываются со многих видовых точек. Здание поражает своими огромными размерами, но отнюдь не богатством замысла. В храме Христа Спасителя древнерусские формы, заимствованные из построек небольшого размера, были механически увеличены в несколько раз, что привело к их утяжелению и некоторой немасштабности всего сооружения. Высота его настолько огромна, что в нём свободно может поместиться колокольня Ивана Великого.

     В плане храм Христа Спасителя представляет собой равноконечный крест. Его высота составляла 103,5 метра, площадь – 6805 квадратных метров, а диаметр главного купола – 25,5 метра. Во время богослужения в нём одновременно могло находиться 10 000 человек. Правый придел храма был посвящен Николаю Чудотворцу, а левый – Александру Невскому. На четырёх колокольнях, поставленных по углам храма, имелось 14 колоколов, самый большой из который весил 1654 пуда.

     26 мая 1883 года он был, наконец, освящен.

     Созданный во имя увековечивания победы русского народа в Отечественной войне, он отчасти являлся и памятником–музеем. В стенах нижней части храма было помещено 177 мраморных плит, на которых в хронологическом порядке излагалось описание сражений 1812 года: время и место сражения, состав войск и командования, число убитых и раненых «нижних чинов», имена убитых и раненых офицеров, имена отличившихся и получивших награды. На стенах храма можно было прочесть тексты приказов по армии и манифестов той эпохи – от рескрипта о вступлении неприятеля в пределы России до манифеста о взятии Парижа, низложении Наполеона и заключении мира. В четырёх мраморных киотах располагались двенадцать икон, имевших особое значение и отношение к событиям 1812–1814 годов. А на площади, прилегающей к храму, планировалось установить бронзовые бюсты героев Отечественной войны, памятники императору Александру I, М.И. Кутузову, М.Б. Барклаю-де-Толли и основателю храма императору Николаю I. С южной стороны у спуска к Москве-реке планировалось поставить два обелиска из трофейных орудий: один – из орудий, захваченных в 1812 году, а второй – из орудий, отбитых в заграничной кампании 1813–1814 годов. Эти проекты так и не были осуществлены.

     Храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года. На его месте планировалось возвести нечто, символизирующее апофеоз коммунистической идеологии. Но апофеоз не получился, и тогда, расчистив площадку, на этом месте построили открытый плавательный бассейн «Москва», в котором около тридцати лет зимой и летом безмятежно плескались москвичи. То, что на этом месте некогда стоял огромный храм–памятник, замалчивалось, и многие впервые узнали о его существовании только в наше время ...

     Широкое общественное движение за восстановление храма началось в конце 1980-х годов. В феврале 1990 года Священный Синод Православной Церкви благословил возрождение храма Христа Спасителя и обратился с просьбой разрешить его восстановление. А 5 мая 1995 года вышел указ президента России «О воссоздании храма Христа Спасителя в Москве». Большую роль в возрождении храма сыграло московское правительство.

     Сегодняшний храм Христа Спасителя – это уже не только и не столько храм в память 1812 года, сколько, по словам патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «символ покаяния народа за Богоотступничество и одновременно знамение возрождения Православной Руси».



Изданные материалы

Алфавитный указатель

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru