вы находитесь здесь: главная страница -> библиотека -> изданные материалы ->
-> розанов н.п. о времени благовеста при церквах в москве

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



     Патриаршее постановление было не начинать в городах при церквах благовеста прежде соборного. Митрополит Рязанский Стефан (Яворский), после патриарха Адриана управлявший патриаршею областью или Московскою епархиею, указом 7 марта 1705 г. подтвердил, «чтобы в Москве при церквах отнюдь не было благовеста ранее Успенского соборного благовеста. Ежели же в какой церкви случится праздник, то накануне того празднества приходить попам для благословения к пр. Митрополиту и записываться в Приказе церковных дел, кому приказано будет праздновать со Всенощным бдением, а к Литургии благовестить порану прежде соборного благовеста для водоосвящения. Буде же священники в подобном случае не придут для благословения к Митрополиту и в Приказе церковных дел не запишутся, то на тех священниках править пеню по 2 руб. по 14 коп. без пощады».

     В 1714 году указом Митрополита июня 9 пеня за благовест не в одно время с соборным, возвышена до 10 рублей.

     Московская Дикастерия, по учреждении в 1721 г. Св. Синода, открытая в Московской епархии, также наблюдала, чтоб при Московских церквах не был благовест прежде соборного. Особенно в дни крестных хождений и в торжественные, например, в Пасху; в это время не только ранее, но и позже соборного не велено производить в церквах благовест.

     В 1726 году 11 мая Дикастерия объявила в Москве старостам поповским (благочинным того времени) наблюдать, где услышан будет благовест не в одно время с соборным, и доносить в канцелярию Дикастерии немедленно; а на ослушниках брать штрафы, по упомянутому указу м[итрополита] Стефана 1714 года июня 9 дня по 10 руб. «Еже ли старосты поповские о том не донесут, штраф брать с них вдвое».

     В 1727 г. 31 июля вновь объявлено Московским священникам при церквах иметь благовест по соборному, а прежде и весьма поздно, не в обычайные часы, отнюдь бы благовеста нигде не было. Для лучшего же соблюдения правил о благовесте к церковному служению, Дикастерия тогда постановила, за дальностью соборного благовеста, слушать звон при следующих церквах, а именно:

– Ивановского сорока в Ивановском девичьем монастыре,
– у великомученика Никиты за Яузою,
– у Воскресения в Барашах,
– у Ильи Пророка, что на Воронцовом поле,
– у Сретенского в Сретенском монастыре,
– у Спаса, что в Пушкарях,
– у Успения на Покровке, у Харитона Исповедника,
– у Никитского в Никитском,
– в Егорьевском и Страстном монастырях,
– у Вознесения, что за Никитскими воротами,
– у Пречистенского, в монастырях:
– в Воздвиженском,
– в Алексеевской девичьем (бывшем на Пречистенке),
– в Зачатьевском девичьем,
– у Николоявленской церкви, что за Арбатскими воротами,
–- у Замоскворецкого,
– церкви Воскресения Христова, что в Кадашеве,
– у Николая Чудотворца, что в Берсеневке,
– у Космы и Дамиана, что в нижних Садовниках,
– у Иоанна Воинственника.

     При сем Дикастерия не преминула присовокупить: «Ежели церковники в слушании церковнаго благовеста будут поступать нерадиво и несохранно, как предписано, и от того в сороках у прочих церквей учинится благовест преждевременно, на таковых церковников без всякаго милосердия взят будет штраф: за первый случай нерачения – 2 рубля, за вторый – вдвое, за третий – втрое; а кроме того, они будут наказаны и лишены своего чина».

     Св. Синод, бывши в Москве в 1731 году, с неудовольствием заметил, что в Пасху 19 апреля начали в некоторых церквах благовестить ранее соборного, и велел подтвердить, чтоб отнюдь в церквах благовеста прежде соборноаго не было.

     По указу Св. Синода от 9 июля 1744 г., Московская Дикастерия наименована Консисториею. Консистория не раз указывала Московским священнослужителям на выше изложенное распоряжение Дикастерии относительно соблюдения порядка в благовесте церковном.

     Митрополит Тимофей, с кафедры Киевской епархии 23 января 1768 года прибывший на кафедру Московской епархии того же года 4 мая, дал предписание, чтоб по сем в Москве церквам и монастырям благовест как к Всенощным, так и Литургиям, и Вечерням был по благовесту большого Успенского собора непременно, то есть не ранее и не позднее, особенно к Утреням. Когда в соборе бывает благовест ко Всенощным с вечера, то и по всем церквам и монастырям быть Всенощным с вечера ж.

     Преосвященный Амвросий также не допускал беспорядка во время благовеста при церквах. В 1770 году Преподобный в Великий пост, когда услыхал, что при некоторых церквах благовест к часам производится прежде соборного, велел Консистории вызвать виновных и наказать за нарушение порядка, «а закащикам или благочинным посланы указы, чтобы никто благовеста прежде соборного производить не дерзал».

     Всенощные в Москве совершались с вечера при государыни Елизавете Петровне с 25 апреля, яко дня коронации государыни, и продолжались до 16 августа, а при Государыни Екатерине II с 21 апреля, яко дня ея рождения, и продолжались до 15 августа.

     В 1772 году июля 13 Московская Св. Синода контора разрешила в Москве отправлять в монастырях и церквах в храмовые праздники, бывающие в летнее время, с вечера Всенощные с обыкновенным благовестом и звоном.

     Во время пребывания государыни Екатерины II в Москве в 1773 году, из главного дежурства при государыни, 22 апреля объявлено было, чтобы в наступающий праздник св. Пасхи ко всенощному бдению при церквах не начинали благовеста, прежде чем дан будет сигнал из трёх пушек и начнется благовест соборный на Ивановской колокольне.

     Преосвященный Платон, вступивший на кафедру Московской епархии в 1775 г. 21 января, всегда наблюдал, чтобы в день св. Пасхи благовест при церквах московских производился не иначе, как по благовесту соборному. В другие дни, особенно праздничные, причты также обязаны были начинать благовест при церквах не прежде благовеста соборного; наблюдение за сим поручалось благочинным, а иногда консисторским солдатам. На дни Страстной седмицы и Светлой недели заранее был объявляем чин благовеста или показание, в какие часы и к какой службе начнется соборный благовест, по которому должно было производить благовест при церквах. За начатие благовеста прежде соборного взыскивался с причтов штраф от 3 до 10 рублей. Консисторским солдатам за открытие нарушителей порядка шла доля из штрафа. Не избавлялся от штрафа и тот причт, который производил у себя благовест по примеру другой церкви, начавшей благовест прежде соборного. В обыкновенные дни велено было при церквах производить благовест к Утрени не позже 6 часа по полуночи, а к Вечерни не позже 6 часа по полудни. Приходские священники для служения с вечера дни храмовых праздников испрашивали разрешения Преосвященного или, в небытность его в Москве, Консистории. Но в 1785 г. мая 6 Преосвященный объявил, что на праздничные храмовые дни, бывающее от 21 апреля пo 15 августа, ко Всенощным благовест с вечера производить и без доклада не запрещается. Пр[еосвященный] Платон не любил, чтобы при церквах, особенно в непраздничные дни, благовест производился долго. Он по одному случаю велел благовест при церквах к Богослужению продолжать не долее полчаса.

     При государе Павле Петровиче Всенощные велено было начинать с 5 апреля, как дня празднования коронации государя. Если число это приходилось на Страстной неделе, то празднование дня коронации совершалось в понедельник на Пасхе; а если 5-ое число было ранее Страстной недели, то Всенощное бдение того числа отправлялось по утру. Продолжались Всенощные, как прежде, до 13 августа, исключая 20 сентября, когда отправлялась везде Всенощная, ибо это был день рождения Государя. При государе Александре Павловиче Всенощные продолжались до 15 сентября, как дня коронации государя.

     В 1812 году во время нашествия неприятельского соборная колокольня в Москве, называемая Иван Великий, была повреждена. После выхода неприятелей из Москвы московские колокольни при церквах производили благовест к службе Божией не по голосу Ивана Великого, как прежде было, а применяясь ко времени, как бывало Иван Великий благовестил. Когда Пр[еосвященный] Августин из Сретенского монастыря перебрался на жительство в Богоявленский монастырь, то предписанием от 6 января 1813 года объявлено московским священноцерковнослужителям, чтобы благовест при церквах к Божественной службе не прежде начинали, как начнется благовест в Богоявленском монастыре. По освящении Архангельского собора 1 Февраля 1813 г. благовест и звон для Архангельского собора, и в сигнал к благовесту в прочих церквах, велено производить на колокольни Чудова монастыря. В конце 1813 года, когда два большие соборные колокола повешены были на столбах, и в первый раз 12 декабря того же 1813 г. произведен благовест и звон на Ивановской колокольне, то народ столько был тем обрадован, что, как доносил Пр[еосвященный] Августин Св. Синоду, скинул шапки и творил земные поклоны. По устройстве благовеста соборного при Иване Великом, Пр[еосвященный] Августин, подобно своим предместникам, ревновал, чтобы при московских церквах благовест начинали не прежде благовеста соборного. Так, в 1813 году апреля 8. Пр[еосвященный] Августин упрекал Московское духовенство, что оно в Великую Четыредесятницу, к стыду своему как бы тяготясь трудом пощения, начинало благовест к божественной службе прежде благовеста на Ивановской колокольне, и предписал благочинным обязать священноцерковнослужителей московских церквей строжайшими подписками, чтобы не прежде начинали благовест, как по благовесту соборному. Присовокупим к сему сведение о большом колоколе на соборной Ивановской колокольне.

     Государь Александр Павлович, в пребывание своё в Москве в 1816 году, объявил Пр[еосвященному] Августину свою волю, чтобы повредившийся при падении соборной колокольни (Филаретовской башни) большой колокол, называемый Успенским, был перелит, чтобы к колоколу, называемому Реутом, вместо отшибленных ушей приделаны были новые, и чтобы как сии два колокола, так и другие два, висящие под деревянным шатром на столбах, повышены были на колокольне, вновь устроенной. Дело это поручено пр[еосвященному] Августину вести по сношению с графом Аракчеевым, который должен был прислать искусных мастеров, как для поднятия колоколов, так и для перелития Успенского колокола и исправления Реута. Государь хотел, чтоб и большой колокол, находившийся близь Ивановской колокольни в яме, был из оной вынут и поставлен в приличном месте под шатром.

     Но еще прежде указом Св. Синода от 3 февраля 1814 года предписано было освидетельствовать колокола на Ивановской колокольне, и Синодальная контора сделала уже торги как на переливку Успенского колокола, так на исправление Реута и на поднятие колоколов на Ивановскую колокольню, и производство сего дела на торгах осталось за московским купцом М.Г. Богдановым, который обязался перелить Успенский колокол на своём в Москве заводе, привезти колокол к Ивановской колокольне и поднять вместе с Реутом и двумя висящими на столбах под деревянными шатрами близь Архангельского собора, всю работу кончить к августу 1817 года.

     Присланный графом Аракчеевым для переливки Успенского колокола и прочего колокольного дела, литейных дед мастер 14 класса Русинов отказался от дела сего, обясняя, что: ему нужно для сего устроить новый завод, на что потребна значительная сумма; он не найдет способных людей для работы, и в случае неудачи в переливке колокола, казна может потерпеть убыток.

     Дело осталось за купцом Богдановым, а Русинову поручено наблюдать за добротою металлов и исправностью работы. Н. Голицын уведомил, что государь утвердил отдачу переливки колокола и прочего купцу Богданову.

     Пр[еосвященный] Августин, с своей стороны, по делу перелития Успенского колокола составил комиссию из лиц: симоновского архимандрита Герасима, высокопетровского архимандрита Лаврентия и чудовского наместника игумена Феофилакта, которые в январе 1817 г., с разрешения преосвященного, формально заключили контракт с купцом Богдановым.

     Успенский колокол, назначенный для перелития, первоначально вылит был, как объяснялось в надписи на нём, в 1760 г., при государыне Елизавете Петровне в 19-е лето ея царствования. Имел на себе изображения Спасителя и Успения Божией Матери и портреты царской Фамилии. Весу в нем, по надписи, значилось 3351 п[уда]. Но по разбитии оказалось, что противу надписи в нем не доставало 88 пудов 6 фунтов.

     Лил колокол цеховой Алдерман Слизов. Новый колокол благополучно вылит на заводе купца Богданова апреля 5 дня 1818 года, привезен к Ивановской колокольне уже в 1819 г. февраля 23 дня. пр[еосвященный] Августин, много заботившийся об устройстве большого колокола, не дожил до времени поднятия его на Ивановскую колокольню. Он скончался 3 марта 1819 года, а большой колокол, привезенный к Ивановской колокольне, оставался при колокольне не поднятым, потому что брусья, приготовленные на колокольне для повешения колокола, оказались, по освидетельствованию архитекторов, ненадежными. По устранении препятствий, колокол 29 августа 1819 г. поднят на колокольню и 14 сентября повешен. 15 сентября, в день празднования коронации государя Александра Павловича, произведен в него первый благовест к Божественной Литургии. М[итрополит] Серафим, сообщая о сём министру духовных дел, князю А.Н. Голицыну, писал: «Сие чрезвычайно обрадовало московскую публику, любящую большие колокола». С того времени московский благовестник возвещает жителям Москвы торжественные дни.

     Покойный высокопреосвященный митрополит Филарет, всегда строгий блюститель церковного порядка, не раз делал предписание московскому духовенству о неблаговесте при церквах прежде благовеста соборного, особенно в день Пасхи. Он указывал и лучшие способы к сохранению порядка. Так, в 1847 году в 1 день Пасхи 23 марта при одной церкви в Москве к Утрени начался благовест четвертью часа ранее соборного. По дознанию оказалось, что пред Пасхальною Утренею староста этой церкви послал церковного сторожа засвечать плошки на колокольне, а сторож подумал, что он послан благовестить к Утрени. С его благовеста начался благовест и при других церквах. Владыка по сему случаю написал в резолюции: «Неприятно и то, что в великий день не соблюдено свойственного ему порядка и благообразия, и то, что народу, обманутому безвременным благовестом, сделано затруднение». Относительно настоятелей церквей, учинявших не благовремение благовест, в резолюции написал: «Настоятельно убеждаем их впредь быть бдительнее и не допускать беспорядка, котоpoго о остеречься не трудно». Для сего велел настоятелям московских церквей, с точностью наблюдать, чтобы начатие благовеста к Утрени Пасхи поручаемо было известному причетнику с ответственностью за соблюдение порядка, а отнюдь не кому-нибудь постороннему, и чтоб он или имел при себе верные часы, или шел на колокольню с верными часами у настоятеля, дабы, если бы и ошиблась одна церковь, другия не увлекались ошибкою.

     В 1830 году марта 15, по резолюции владыки, составлено и дано в каждую церковь в Москве печатное «Указание времен церковного богослужения по уставу Московского Большого Успенского собора». В указании подробно показаны часы благовеста на все дни года:

а) к Утрени и Всенощной,
б) к Литургии,
в) к Вечерни с объяснением, между прочим, когда начинать благовест в Великий пост к часам и Литургии Преждеосвященных.

     В Указании изъяснено: с особенною осторожностью должно наблюдать, чтобы благовест к Утрени в день Пасхи нигде не был начать прежде Успенского собора. Все прочие церкви должны выслушать первый удар Успенского колокола и по второму начинать свой благовест.

     Благовест к Утрени и Литургии позже соборного не возбраняется для тех церквей, где сие вошло уже в обычай.

     Благовест ранее соборного по причине храмовых праздников может быть допускаем по особому разрешению.

     Благовест к ранним Литургиям, за исключением дней, в кои бывают крестные ходы, должен быть непродолжительный, в меньший колокол, и должен оканчиваться не позже, как за час до времени благовеста к поздней Литургии.

     По печатному Указанию доселе благовест в московских церквах соблюдается.



Изданные материалы

Алфавитный указатель

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru