вы находитесь здесь: главная страница -> библиотека -> изданные материалы ->
-> горбунов ю. колокололитейщики на самотёке

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



     Самотёком до XIX века называли местность на север от Кремля, охватываемую современными Садово-Самотёчной улицей, Самотечной площадью, улицей, переулками, Олимпийским проспектом и Самотечным сквером до парка Екатерининского института благородных девиц, более известного как парк Армии (ЦДСА), а также Цветной бульвар до Трубной площади.

     На северо-западной оконечности Самотёка, на высоком Троицком холме величаво и гордо, несмотря на потрясения веков – пожары, французское нашествие, революции и разрушительное забвение, – возрождаясь вновь, высится церковь в белой высокой ограде, одна из немногих, уцелевших здесь. Рядом находилось Троицкое архиерейское подворье. Внизу, у подножья холма, перетекая из пруда в пруд – самотёком, – неторопливо несла раньше свои воды одна из ста московских рек, имевшая несколько названий (Неглинна, Неглинная, Неглимная, Неглинка), а в данной местности ещё прозывавшаяся Самотёкой. Одним из первых названий реки древний летописец определил место, где Юрий Долгорукий велел «заложить град Москов», а вернее, построить новые укрепления для уже существовавшего города, – «на устниже (умели же наши предки сказать образно и точно – Ю.Г. ) Неглинны, выше реки Аузы» (Яузы).

     Прежде между Самотечной площадью и Бульварным кольцом был пруд, у которого в старину 1 августа устраивали крестный ход из располагавшейся поблизости церкви Сергия Чудотворца в Пушкарской слободе, с пушечной пальбой. На Руси пушкарное и колокольное дело было всегда рядом и организовывалось на реках. До 1650 года на этом месте размещался колокольный завод, едва ли не первый в Москве. По указу царя Алексея Михайловича сюда были переселены на жительство стрельцы-артиллеристы, называемые тогда пушкарями, от чего как переулок (ныне улица Хмелёва), так и сама церковь получили вначале наименование пушкарских. В слободе, насчитывавшей ещё в 1638 году 374 двора, работал «артиллерии колокольных дел мастер Иван Моторин», увековечивший имя своё отливкой Царь–колокола, удивляющего своими размерами и красотой. Мастер на колоколе учинил простую надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным», вложив в неё, как представляется, русскую гордость и скромность всей своей династии. Иван Федорович Моторин родился в 60-х годах XVII века в семье московского литейного мастера Федора Моторина, владевшего небольшим литейным предприятием. С детских лет усвоив все премудрости бронзолитейного дела, Иван Федорович в 90-х годах был уже известным мастером-литейщиком и имел в Пушкарской слободе собственный, крупный по тем временам литейный завод. На этом заводе производились отливки колоколов различной величины и веса: церковные, набатные и осадные, курантные. Умер мастер во время отливки главного колокола своей жизни. Дело его закончил сын.

     Кроме Царь–колокола, Иваном Моториным отлиты были многие другие колокола, навечно вошедшие в русскую и московскую историю. В 1702 году он отливает колокол весом 3300 пудов (1 пуд = 16,38 кг) для колокольни «Иван Великий», который получил название Воскресенского, а спустя два года из его мастерской выходит колокол «Великолепный» весом 923 пуда. В 1712-м на Царскую башню кремлёвской стены был поднят «Набатный» колокол, отлитый всё на том же заводе. Под его удары в 1771 году восставшие москвичи собрались в Кремле во время Чумного бунта. Наказание не замедлило последовать: у колокола отняли, как у человека, язык. Так, без языка, и провисел этот колокол на кремлёвской стене вплоть до 1803 года, когда при ремонте Кремля он был отправлен в Арсенал, а затем в Оружейную палату, где находится и поныне.

     Были колокола, которые расплачивались за свой голос и «свободой». Из Москвы в Никольско-Корельский монастырь по указу Федора Алексеевича в 1681 году был отправлен набатный колокол за то, что звоном своим испугал царя во время послеобеденного сна. Предание гласит также, что Иван Грозный повелел отрубить уши у колокола при церкви святого Николая в Пскове за то, что он звоном своим испугал коня, на котором ехал царь. Бывало и массовое истребление. В1701 году во время войны со шведами в церквах было собрано около 130 тонн колокольного металла, из которого было отлито 100 больших, 143 малых пушек, 12 мортир и 13 гаубиц.

     С Пушкарской слободой связан старый московский обычай, распространившийся впоследствии по всей европейской России, но нигде не достигший такого виртуозного исполнения, как в Москве. К концу XVIII века у московских мастеров колокольного дела укрепилось поверье, что для удачной отливки большого колокола необходимо перед этим ответственным мероприятием пустить в народ какой-нибудь нелепый слух, и чем шире он разойдется, тем голосистее получится колокол. На эти слухи, будоражившие город и известные в народе под именем «литьё колоколов», не раз обращала внимание городская полиция и брала с заводчиков подписки и делала им строгие внушения. Но с отливкой очередного колокола этот освященный веками обычай снова будоражил умы мастеровых, и очередная небылица распространялась по городу.

     Один из таких слухов, пущенных литейщиками, приводится в воспоминаниях А.П. Милюкова. «Однажды на Покровке венчали свадьбу, и когда священник повёл жениха и невесту вокруг аналоя, брачные венцы сорвались у них с головы, вылетели из окон церковного купола и опустились под наружные кресты, утвержденные на главах церкви и колокольни. Слух этот настолько был силён в Москве, что к церкви съезжались экипажи в таком количестве, что проходу не было. Нежные сердца к этому добавляли, что жених и невеста были родные брат и сестра и что они этого не знали, и что только чудо не допустило до греховного брака».

     А вот другой слух, «отлитый» московскими мастерами: «Генерал-губернатор накануне большого праздника, кажется Николина дня, давал бал, на который приглашено было полгорода. Дом горел огнями. Всю ночь продолжались танцы, и вот, во время полного разгара удовольствий, при громе большой музыки, раздался с Ивановской колокольни первый удар благовеста к заутрене. При этом торжественном звуке люстры и канделябры в губернаторском доме в одну секунду погасли, струны на музыкальных инструментах лопнули, стекла из двойных рам, звеня, попадали на улицу, и, в страшной темноте, волны морозного воздуха хлынули на обнаженные плечи и шеи танцующих дам. Раздался крик ужаса. Испуганные гости бросились толпою к дверям, но они, с громом, захлопнулись и никакие усилия не могли отворить их до тех нор, пока не кончился в Кремле благовест».

     К этому рассказу добавляют, что в большой зале найдено несколько замерзших и задавленных, «в том числе тело самого хозяина праздника ...» (Пыляев М.И. Старое житье)

     От этого старинного обычая пошла присказка: «Колокола льют», которой обозначали невероятную, выдуманную историю или новость, а русский язык пополнился словами «заливать» в значении хвастливо врать, присочинять и «колоколить» – разносить вести.

     В этой связи даже появилось несколько пословиц, записанных В.И. Далем: «Колокола отливают, так вести распускают», «Вести-то пустили, да колокола не отлили», «Чу, никак уже колоколят!» Отливка колокола сопровождалась на Руси особенной церемонией. Хозяин завода до начала литья приносил в мастерскую икону, зажигал перед нею свечи, и все присутствующие молились. Хозяин сам читал вслух особую, соответственную случаю молитву, а мастера и рабочие её повторяли. После этого все двери затворялись и хозяин давал знак начинать дело.

     Всё, что было связано с отливкой, поднятием и установлением колоколов и, конечно, звоном, считалось делом святым. Н. Оловянишников писал, что, «по народным повериям, влиянию ночного колокола не могут противостоять сами нечистые силы, и шабаш их тотчас пропадает с первым ударом колокола, равно как теряет силу всякое волшебство, всякое гаданье».

     Москва не знала хаотичного, какофонического звона. Каждая из трёхсот московских колоколен имела свою «партию» в величественной симфонии сплошного, «малинового» звона и перекликалась с другими колокольнями. Вот как описывал звон «сорока сороков» Н. Корсунский: «Если же раздается полный звон во все колокола, а особенно красный звон в согласный подбор колоколов погласицей или, что то же, целой лествицей звуков, когда церковный звонарь распетлится на колокольне и по рукам и по ногам, качается на зыбке и звонит согласно в целую дюжину колоколов, перебирая их от большого к меньшему и к большому от меньшего, да ещё с другими звонарями на других колокольнях перезванивается колоколами, как бы перекликается; когда праздничный перезвон в прекрасном созвучии, согласном, правильном взаимном соотношении одновременных звуков льется с наших колоколен, то происходит благозвучие ещё торжественнейшего рода; становится тут торжество уже всенародным».

     Доведётся ли нам с вами услышать когда-нибудь красный звон? В 20-е годы москвичи были лишены этой возвышающей душу радости, а англичане и американцы благодаря усилиям К. Сараджева наслаждались музыкой колокольных «оркестров» на сооруженных им звонницах.

     Граждане некоторых иностранных государств справедливо гордятся своей (иногда лишь двухсотлетней) историей и чтут её, мы же, русские, почему-то зачастую стесняемся своей тысячелетней. Старая Москва – это огромный пласт бесценной культуры, которую просто необходимо сберечь, конечно, если мы не хотим стать Иванами, не помнящими своего родства.

     Москвичи, вечно загнанные повседневными заботами и неурядицами большого города, давайте на миг остановимся, переведём дыхание, посмотрим по сторонам ... Где мы живем? Кто мы?



Изданные материалы

Алфавитный указатель

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru