вы находитесь здесь: главная страница -> библиотека -> изданные материалы ->
-> ю.б. галай нормативные акты об охране колоколов и их практическая реализация в нижегородской губернии

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



     Вторая половина 20-х годов нашего столетия стала переломным временем для сохранения всех видов культовых памятников. Храмы в массовом порядке закрывались, накопленные в них богослужебные предметы, зачастую представляющие историко-художественный интерес, изымались. Затронуло это и колокола, как своеобразные памятники художественно-технической мысли наших далеких предков.

     Государство, испытывавшее сырьевой голод, обратило внимание на колокола. Их изъятие из церквей началось самовольно, без особой огласки и без согласования с органами, ведающими охраной памятников. В сложившейся ситуации, руководству Главнауки Наркомпроса РСФСР приходилось маневрировать, чтобы как-то смягчить очередное разрушение историко-культурного наследия.

     В мае 1926 г. она предписала всем губмузеям в двухнедельный срок предоставить ей «сведения о колоколах и колокольном ломе, не имеющих историко-художественного значения».

     Одновременно с этим, с мест стали поступать тревожные сигналы о том, что представители Рудметаллторга продолжали заниматься самоуправством, уничтожая колокола без учёта их ценности для культуры. Причём, изымались они самым варварским способом, разрушая архитектурные памятники.

     В этой связи 29 декабря 1926 г. Главнаука издала специальное постановление «О ликвидации колоколов», в котором звучала просьба к местным музеям, a также подведомственным Наркомпросу учреждениям срочно сообщить «о всех случаях самовольной съёмки и реализации колоколов церквей и монастырей, находящихся в ведении или на учёте Главнауки» и чтобы они не допускали «упомянутых самочинных действий».

     30 марта 1927 г. Главнаука издала инструкцию «О ликвидации колоколов, неимеющих историко-художественного значения». В ней указывалось, что при изъятии Рудметаллторгом колоколов губмузеи «обязаны составлять описание ликвидируемых колоколов», регистрируя их размеры, вес, фиксируя надписи, орнамент и изображения на них. Разъяснялось, что «подлежат ликвидации все колокола XIX–ХХ вв.», за исключением обладающих каким-либо «совершенно исключительными деталями». Из колоколов XVIII в. могли подлежать сохранению лишь те, которые были снабжены особыми украшениями, надписями, «если связаны в хронологическом отношении с местом нахождения» и к тому же сами обладали значительной музейной ценностью или имевшие особое историческое значение.

     Что же касается колоколов XVII в. и более раннего периода, то они как древние исторические памятники подлежали сохранению. Предупреждалось, что «надлежит осторожно относится к изъятию колоколов, находящихся на старинных сооружениях, обладающих самостоятельной историко-художественной ценностью как памятники архитектуры». На старинных колокольнях и звонницах допускалась замена новых колоколов более древними из других храмов.

     Однако, несмотря на эти предписания и инструкции, жизнь проходила по своим законам, зачастую, далеким от нормативно-правовых требований и здравого смысла по вопросам сбережения национально-исторического достояния.

     Ещё до издания перечисленных постановлений, Нижегородский губмузей был вынужден заняться распродажей колоколов с целью поправить свое финансовое положение, а вырученные средства обратить на дело охраны особо ценных памятников.

     В Нижнем Новгороде колоколов–памятников к 1927 г. на учёте Главнауки находилось 154. Основное их количество относилось к XIX в. – 93. Что же касается позднего времени, то XVII в. в списке памятников значилось всего лишь два и девять XVIII столетия. Правда, 48 колоколов музеем не были атрибутированы.

     Из закрытых церквей в музее скопилось значительное количество колоколов. Хранить их было негде, и потому было решено колокола передать действующим церковным общинам за плату, а деньги от подобной аренды использовать на ремонт здания музея.

     Некоторые колокола с разрешения музея утилизировались и для некоторых других практических нужд. В большинстве своем, в пожарных частях.

     Кроме того, колокола музеем продавались Рудметаллторгу. Так, из Спасопреображенского собора в кремле было продано колоколов общим весом в 530 пудов и оцененных в 8000 руб., из которых 60%, согласно закону, должны были распоряжаться музеем. Эти деньги планировалось затратить на реставрацию палат XVII в. в Печорском монастыре.

     К октябрю 1928 г. из церквей и монастырей Нижегородской губернии Рудметаллторгом было изъято колоколов на 100.000 руб. Причём, музей даже не всегда мог получить положенные 60%, так как колокола, стали передаваться Рудметаллторгу как представителю Комцветфонда, т.е. безвозмездно, за исключением выплаты за организационные расходы по 14% от реальной стоимости каждого пуда меди.

     Практика хищнического отношения к колоколам-памятникам привела к печальному исходу: подавляющее большинство из них погибло на благо индустриализации страны.

Изданные материалы

Алфавитный указатель

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru