вы находитесь здесь: главная страница -> колокольни и звонницы -> утраченные сооружения ->
-> церковь живоначальной троицы и преподобного сергия радонежского в пушкарях

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Церковь Сергия Чудотворца в Пушкарях
Фото из альбома Н.А. Найденова. 1881 год

     Первый деревянный храм во имя Преподобного Сергия Радонежского близ улицы Сретенки построили в 1497 году. Несколькими годами ранее здесь получили землю «для жительства» пушкарские, т.е. работавшие на московском Пушечном дворе мастера [1,2]. Затем церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, давшая название Большому Сергиевскому переулку, упоминается в 1547 году, когда она пострадала во время пожара: «сгорели "Рожественская улица и монастырь Рожественский и Сергий святый..."» [3]. В это время храм оставался деревянным. В 1625 году он именовался «Сергия Чудотворца в Пушкарех у Трубы» [4]. Описаний архитектуры церкви и ее колокольни в это время не сохранилось.

     В начале XVII столетия храм уже считался слободским – с 1577 года пушкари, затинщики, воротники и казенные кузнецы русских городов стали подчиняться Пушкарскому приказу. Жившие в Москве «служивые люди» (стрельцы при пушках и пищалях) селились в местности по обе стороны от Сретенки, и постепенно их «дворы» образовали две Пушкарские слободы. К 1638 году здесь насчитывалось уже 102 двора.

     По одну сторону от улицы пушкари возвели церковь во имя Спаса Преображения, что в Пушкарях (в 1681 году деревянный храм заменили каменным), а по другую – в нынешнем Сергиевском переулке – Живоначальной Троицы, что в Пушкарях. В Переписных книгах 1620-1621 годов она названа «храм Сергеи чюдотворца в пушкарех деревянной теплой» [3].

Пушкарская слобода с церковью
Сергия Чудотворца на "плане Мериана". 1638 год
План целиком на сайте retromap.ru

     Новую церковь построили тоже из дерева – около 1635 года. Теперь ее называли: «Живоначальные Троицы и Преподобнаго Сергия, что у Трубы, в Пушкарех» [4]. Этот храм почитался главным среди жителей обеих слобод. Новый храм продолжали чаще называть не Троицким, а Сергиевским – по наименованию придела. Так, «Строельная книга церковных земель» 7165 (1657) года в разделе «Земляной город» сообщала, что здесь находится: «церковь деревянная Сергия чюдотворца, что в Пушкарской слободе, другая каменная церковь несвершена» [5].

     Из этих данных видно, что в 1657 году рядом со старинным деревянным храмом существовала незаконченная каменная церковь. Благословенная грамота на ее возведение, полученная от патриарха Никона, датирована 10 июня 1653 года [3]. Таким образом, приводимая некоторыми исследователями дата начала строительства - 1662 год [6] – неверна. Из-за «скудости» средств работы продолжались довольно долго. В 1679 году церковь упоминается уже как каменная, однако построить смогли только «для божественныя службы к трапезе придел Сергия Чудотворца» [3,5].

     В 1682 году молодые государи Петр и Иоанн Алексеевичи пожаловали «на достройку церкви кирпичу и всяких строительных припасов» [3].

Колокол церкви Сергия в Пушкарях. 1766 год
Мастер Семен Можжухин
Колокольня церкви Покрова на Рву

     К этому времени благословенная грамота патриарха Никона была утеряна, и патриарх Иоаким 7 сентября 1682 года пожаловал прихожанам другую грамоту - на начало нового строительства. В ней есть интересное указание на внешний вид возводимого храма:
     «у придела Сергия чудотворца олтарь разобрав, строить церковь Живоначальныя Троицы на прежнем основание … а верхи на тех церквах поставить против прочих каменных церквей отнюдь не шатровые…».

     После завершения работ церковь в присутствии государей Петра и Иоанна Алексеевичей освятил патриарх Иоаким: придел преподобного Сергия – 23 сентября 1684 года, а главный престол – 25 июля 1689 года [1,3].

Изображение преп. Сергия Чудотворца
на колоколе 1766 года из церкви Сергия в Пушкарях

     Храм пользовался большим почитанием прихожан, так как артиллеристы считали преподобного Сергия своим святым покровителем. В путеводителе 1793 года церковь была названа главной для всех артиллерийских полков [7]. Вплоть до середины XIX столетия в нее делали щедрые вклады из всех воинских частей Москвы, каким-либо образом связанных с артиллерией [4].

     В судьбе Троицкого храма существенное значение имело еще одно обстоятельство: его судьба оказалась тесно взаимосвязана не только с историей русского «пушечного дела», но и с началом частного заводского «литейного дела» столицы. Кроме «служивых людей» здесь продолжали жить и литейщики Пушечного двора. В 1660-е годы на территории близ Большой Сретенской улицы и Сергиевских переулков Пушкарской слободы шесть больших земельных участков колокольных мастеров «со всяким колокольным заводом и подъемными снастями и колокольными образцами» приобрел Федор Дмитриевич Моторин - основатель знаменитой династии московских литейщиков [14].

     В Писцовой книге 7187 (1679) года он упоминается как «прихожанин, колокольного дела мастер, Федор Дмитреев с товарищи» [5]. 1 апреля 1680 года «рейтарского приказу пушкарского стола колокольному мастеру Феодору Дмитровичу Моторину» за 400 рублей был продан земельный участок, завещанный прихожанином Троицкого храма Александром Григорьевым «на церковное строение». Полученные деньги действительно использовали на оплату строительного материала для строящегося храма [3].

     В 1686 году Федор Моторин открыл первый в Москве колокололитейный завод «в приходе церкви Сергея Чудотворца, что в Пушкарях». Чуть позже, согласно «Записи о разделе имущества» мастера от 5 октября 1688 года, производство перешло к его сыновьям – Ивану и Дмитрию (впоследствии переулок, где находился завод, назвали Колокольниковым) [8].

Церковь Сергия Чудотворца на плане Москвы 1878 года
План полностью можно посмотреть на retromap.ru

     На заводе в разные годы работали многие замечательные мастера: Михаил Ладыгин, Флор Терентьев, Филипп Андреев и другие. Один из них - «пушечных дел мастер» - Мартьян Осипов в 1700 году «ведал» работами по украшению иконостаса, порученными живописцу Федору Майнулову [3].

     Почти полвека спустя, в 1733 году, доказывая необходимость своего освобождения «от постоя», Иван Федорович Моторин писал доношение в Сенат:
     «…Имею я нижайший дом свой за Стретенскими вороты, в приходе церкви Сергия Чудотворца, что в Пушкарях, на котором моем дворе имеетца у меня нижайшаго литейной колокольной завод немалой а на оном отправляю всякие колокольныя разныя дела…» [5].

     Кроме литья колоколов, Иван Моторин в петровскую эпоху успешно освоил производство пушек и прочих артиллерийских орудий, что как нельзя лучше отвечало расположению литейного предприятия. В середине XVIII столетия производство было перенесено за черту Земляного города в местность под названием «Балкан», располагавшуюся в районе Спасских улиц.

Далее >>


1 стр.    2 стр.

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru