вы находитесь здесь:
главная страница -> колокольни и звонницы -> утраченные сооружения -> -> церковь живоначальной троицы и преподобного сергия радонежского в пушкарях | |||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||
![]() |
В начале XVII столетия храм уже считался слободским – с 1577 года пушкари, затинщики, воротники и казенные кузнецы русских городов стали подчиняться Пушкарскому приказу. Жившие в Москве «служивые люди» (стрельцы при пушках и пищалях) селились в местности по обе стороны от Сретенки, и постепенно их «дворы» образовали две Пушкарские слободы. К 1638 году здесь насчитывалось уже 102 двора. По одну сторону от улицы пушкари возвели церковь во имя Спаса Преображения, что в Пушкарях (в 1681 году деревянный храм заменили каменным), а по другую – в нынешнем Сергиевском переулке – Живоначальной Троицы, что в Пушкарях. В Переписных книгах 1620-1621 годов она названа «храм Сергеи чюдотворца в пушкарех деревянной теплой» [3].
Из этих данных видно, что в 1657 году рядом со старинным деревянным храмом существовала незаконченная каменная церковь. Благословенная грамота на ее возведение, полученная от патриарха Никона, датирована 10 июня 1653 года [3]. Таким образом, приводимая некоторыми исследователями дата начала строительства - 1662 год [6] – неверна. Из-за «скудости» средств работы продолжались довольно долго. В 1679 году церковь упоминается уже как каменная, однако построить смогли только «для божественныя службы к трапезе придел Сергия Чудотворца» [3,5]. В 1682 году молодые государи Петр и Иоанн Алексеевичи пожаловали «на достройку церкви кирпичу и всяких строительных припасов» [3].
«у придела Сергия чудотворца олтарь разобрав, строить церковь Живоначальныя Троицы на прежнем основание … а верхи на тех церквах поставить против прочих каменных церквей отнюдь не шатровые…». После завершения работ церковь в присутствии государей Петра и Иоанна Алексеевичей освятил патриарх Иоаким: придел преподобного Сергия – 23 сентября 1684 года, а главный престол – 25 июля 1689 года [1,3].
В судьбе Троицкого храма существенное значение имело еще одно обстоятельство: его судьба оказалась тесно взаимосвязана не только с историей русского «пушечного дела», но и с началом частного заводского «литейного дела» столицы. Кроме «служивых людей» здесь продолжали жить и литейщики Пушечного двора. В 1660-е годы на территории близ Большой Сретенской улицы и Сергиевских переулков Пушкарской слободы шесть больших земельных участков колокольных мастеров «со всяким колокольным заводом и подъемными снастями и колокольными образцами» приобрел Федор Дмитриевич Моторин - основатель знаменитой династии московских литейщиков [14]. В 1686 году Федор Моторин открыл первый в Москве колокололитейный завод «в приходе церкви Сергея Чудотворца, что в Пушкарях». Чуть позже, согласно «Записи о разделе имущества» мастера от 5 октября 1688 года, производство перешло к его сыновьям – Ивану и Дмитрию (впоследствии переулок, где находился завод, назвали Колокольниковым) [8].
Почти полвека спустя, в 1733 году, доказывая необходимость своего освобождения «от постоя», Иван Федорович Моторин писал доношение в Сенат: «…Имею я нижайший дом свой за Стретенскими вороты, в приходе церкви Сергия Чудотворца, что в Пушкарях, на котором моем дворе имеетца у меня нижайшаго литейной колокольной завод немалой а на оном отправляю всякие колокольныя разныя дела…» [5]. Кроме литья колоколов, Иван Моторин в петровскую эпоху успешно освоил производство пушек и прочих артиллерийских орудий, что как нельзя лучше отвечало расположению литейного предприятия. В середине XVIII столетия производство было перенесено за черту Земляного города в местность под названием «Балкан», располагавшуюся в районе Спасских улиц.
|
![]() |
![]() |
||||||||||||
![]() | |||||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |