вы находитесь здесь: главная страница -> колокольни и звонницы -> утраченные сооружения ->
-> колокольня петровского троицкого собора в санкт-петербурге

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


     Все мы привыкли восхищаться величественными храмами и дворцами Санкт-Петербурга. Приезжая в город, мы обязательно бываем в Исаакиевском соборе, осматриваем Эрмитаж, гуляем в Летнем саду и с удовольствием слушаем звон колоколов на часах Петропавловской крепости. Мало кто вспоминает, что начинался Петербург с небольших деревянных особняков и храмов, самый первый из которых находился всего в четырехстах метрах к востоку от Петропавловской крепости и дал название Троицкой площади и мосту [1].

Троице-Петровский собор в 1720-е годы. Рис. 1890 года

     Петровский Троицкий собор основал сам император Петр I в Троицын день 16 мая 1703 года как ядро будущей северной столицы. Только к 1709 году на этом месте построили маленький деревянный храм, а еще через десять лет возвели колокольню и третий придел в память о Левенгаутской баталии. Первоначально колокольня в два яруса возвышалась прямо над крышей храма. Она была четырехгранной и имела по две арки для колоколов в каждой грани. Венчали и колокольню, и храм высокие шпили [2]. По повелению государя, на колокольне установили взятые из Москвы, с Сухаревой башни «ординарные» часы с курантами, игравшие через каждые четверть часа, и повесили «для благовеста» шведский колокол, взятый в числе трофеев при осаде города Або в 1713 году [3,4].

Троице-Петровский собор в 1724 году. Рисунок Фридрих фон Берхгольца

     В 1720-е годы храм считался самым нарядным среди церквей Санкт-Петербурга, по статусу он был вторым после Исаакиевского собора. Именно здесь Петру I поднесли императорский титул и праздновали победу в Полтавской битве. В 1724-1725 годах собором восхищался Фридрих фон Берхгольц: «Кроме этих двух церквей, т. е. крепостной и адмиралтейской, самые красивые здесь - церковь Святой Троицы и та, которую выстроил князь Меншиков на Васильевском острове… первая, находящаяся по ту сторону реки, у здания Коллегий, деревянная с широкою открытою колокольнею, на которой много колоколов и небольшие куранты, играющие сами собою через каждую четверть часа «Господи, помилуй». Ее обыкновенно посещает царь во время богослужений» [5].

Колокольня Троице-Петровского собора. 1750-е годы. Рис. 1846 года
  С течением времени церковь обветшала, и в ней уже невозможно стало проводить богослужения. Государыня Анна Иоанновна предполагала разобрать храм и построить каменный, но императрица Елизавета Петровна в память об отце велела возобновить храм на прежнем фундаменте и с сохранением первоначального облика. Разбором и строительством занимался Хендрик ван Болес под руководством архитектора Ивана Ивановича Сляднева. Новый храм освятили 17 мая 1746 года, а 27 марта 1750 года он полностью сгорел. Во время пожара погибли куранты Сухаревой башни и все колокола подбора, включая и шведский колокол [2,3].

  На место сгоревшей церкви перенесли другую, начатую по приказу Петра I или Екатерины I в конце 1724 года неподалеку от инженерного замка, но разобранную и лежавшую без употребления. Под руководством архитектора ван Болеса, из этих материалов собрали третий храм [7] по проекту Семена Артемьевича Волкова. В 1756 году состоялось его торжественное освящение. Теперь церковь перекрывал высокий свод, увенчанный главкой причудливой формы, остроумно названной некоторыми исследователями «колоколообразной». И свод, и главка были перенесены в деревянное зодчество из архитектуры каменных соборов елизаветинской поры (примером может послужить храм Воскресения Христова в Смольном монастыре, возведенный Б.Ф. Растрелли в 1750-е годы). Колокольня примыкала к нему с западной стороны.

Троице-Петровский собор в 1750-е годы. Рис. 1890-х годов

     Конструкцию из двух четвериков, каждый из которых завершался далеко вынесенным карнизом (тоже влияние архитектуры барокко), венчал свод с главкой, перекликавшихся с завершением храма. Единственным украшением колокольни были тонкие колонки с пышными капителями по углам нижнего яруса, достигавшего почти половины общей высоты колокольни (14 с половиной саженей). Собор и колокольня представляли собой как бы единое целое и восхищали современников строгим благородством и гармонией своего облика. В апреле 1756 года для нового подбора отлили колокол из меди расплавленного шведского благовестника весом 56 пудов 44 фунта с надписью: «1756 года апреля дня лил сей колокол в Санкт-Петербурге мастер Дмитрий Евдокимов» [3]. К XIX веку в подборе насчитывалось семь колоколов, самый тяжелый из которых весил 210 пудов.

Троице-Петровский собор в Санкт-Петербурге. Фото начала ХХ века

     Спустя век после постройки деревянный храм опять обветшал, а колокольня уже шаталась. На этот раз высказывались настойчивые пожелания разобрать старый собор, а на его месте возвести каменный. Однако, по высочайшему повелению, предписывалось сохранять впредь храм деревянным и при возобновлении не отступать от облика XVIII века. Это повеление в точности выполнили. На фотографиях начала ХХ столетия (если сравнить их с гравюрами середины XIX века) хорошо видно, что после очередного поновления церковь совершенно не изменилась [6], хотя в 1876 году ее основательно перебрали, а колокольню возвели заново [3]. К этому времени уже не существовал и подбор XVIII века – все колокола уже имели повреждения.

Колокольня Троице-Петровского собора. Фото 1911 года
  В 1888 году из меди, отпущенной из артиллерийского склада Санкт-Петербурга, отлили шесть колоколов: 221 пуд, 11 пудов и четыре маленьких на девять пудов. Подбор дополнил сохранившийся колокол 1756 года весом 56 пудов 44 фунта. Большой колокол украшал пышный декор: литые изображения Спасителя, Греческой иконы Божией Матери (главной святыни храма), Святой Троицы, апостолов Петра и Павла и святого Александра Невского. В верхней части располагался литой фриз из фигур херувимов, а внизу – литой государственный герб. Дополняла его облик надпись в несколько рядов: «Сей колокол отлит для Троицкого Петровского собора. На сей колокол пожертвовано 5 июля 1888 года Государем Императором Александром III 53 пуда меди и деньгами от усердных прихожан и доброхотных даятелей. 1888 года июля 9 дня, в благополучное царствование Государя Императора Александра III, во время управления Санкт-Петербургской епархией митрополитом Исидором, при настоятеле собора протоиерее Алексее Алексеевиче Лаврском, священниках Николае Орлове, Полиевкие Соболеве, диаконе Феодоре Передольском и ктиторе церковном коллежском асессоре В.А. Платоновиче. Лит в Санкт-Петербурге на заводе В.М. Орлова. Весу 221 пуд 35 фунтов». Язык колокола весил 10 пудов [3].

Троице-Петровский собор в Санкт-Петербурге. Фото 1913 года (до пожара)

     В 1913 году храм и колокольня сильно пострадали от очередного пожара. Снова огонь повредил колокола. Уже после революции – в 1924-1928 годы архитектор Евгений Ивановичич Катонин подготовил проект и добился восстановления собора как исторической святыни Санкт-Петербурга. Практически, он воссоздал собор Ван Болеса. Всего через пять лет – 5 августа 1933 года только что отреставрированный храм – памятник основания Петербурга, снесли из-за того, что он не вписывался в план реконструкции Троицкой площади. Этот план к 1946 году подготовил главный архитектор Ленинграда Н.В. Баранов. Он предусматривал полную перепланировку всей территории [1]. На месте старинного деревянного храма, оказавшегося самым первым и самым последним в северной столице, в память о нем, в 2003 году близ Троицкого моста была выстроена часовня во имя Святой Троицы, посвященная 300-летию Санкт-Петербурга.

Примечания:

[1] Семенцов С.В., Останина А.А. Деревянное зодчество Петербурга первого строительного этапа (1703-1730-е годы). С.: 47-57 // Народное зодчество. Петозаводск, 2007. С.: 50-52, 54, 55
[2] Троицкий Петровский собор // Иллюстрация. 1862. № 214. 5 апреля. С.: 223
[3] Платонович В.А. Описание Троицкого Петровского собора в Санкт-Петербурге на Петровской стороне. Спб., 1890. С.: 14-18, 24, 32, 33
[4] Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 2003 (репр. с изд.: М., 1912). С.: 355.
[5] Берхгольц Фридрих Вильгельм. Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденный им в России: 1721-1725. М., 1902. С.: 112, 113
[6] Историческая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей. Спб, 1911. Т.1. Л.: 24, 25
[7] Сорокин П.Е. Археологическое изучение Троице-Петровского собора // Археологическое наследие Санкт-Петербурга. Спб., 2003. Вып. 1. С.: 25-74.

составитель материала - Ольга Азарова
15.05.2011 года

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru