 |
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках. 1682-1684 годы |
В 1680-е - 1690-е годы среди многообразия различных видов шатровых колоколен Москвы законченный облик принимает довольно редкий их тип - шатровые надвратные колокольни. Вообще примеры похожих сооружений уже были в русском зодчестве несколько ранее - это трехшатровая
колокольня храма Рождества Христова в Ярославле (1660-е годы), колокольня Воскресенского монастыря в Муроме (1650-е годы) и довольно необычная колокольня над вратами храма св. Димитрия Солунского у Тверских ворот в Москве (1653 год). Однако все они представляли собой не устоявшуюся конструктивную форму, а синтез из нескольких сооружений, различных по своему функциональному назначению. Колокольня церкви Рождества Христова в Ярославле была возведена над церковью свв. Гурия, Самона и Авива, в свою очередь, сооруженной над проездными вратами
[1]. Кроме того, она объединила колокольню и часозвоню.
Колокольня Воскресенского монастыря в Муроме с западной стороны примыкала к Введенской церкви
[2]. Небольшая арка входа и калитка были только "вписаны" в ее нижний ярус. Колокольня
церкви св. Димитрия Солунского в Москве по своему облику скорее напоминала звонницу - прямоугольное в плане сооружение под четырехгранным шатром
[3]. В последней четверти XVII столетия шатровые надвратные колокольни принимают уже вполне законченную форму. В Москве в этот период было возведено три таких колокольни при
храмах Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках, свт. Николая Явленного на Арбате и Живоначальной Троицы в Зубове. Последним примером такого типа сооружений стала единственная шатровая деревянная надвратная
колокольня храма иконы Божией Матери Одигитрии в городе Верхотурье (Урал), перестроенная в середине XIX века.
 Колокольня храма Святого Димитрия Солунского на Тверской - 1653 год |
Московские надвратные колокольни под шатрами представляют собой единую группу. Все они взаимосвязаны целым рядом исторических, топографических и архитектурных факторов. Прежде всего, они расположены близ границ Земляного города, а именно, на тех землях, где в конце XVI - XVII веке были расселены различные стрелецкие полки. Одна из названных колоколен находилась при
храме Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках. Стоит немного сказать о его истории. Подмосковное селение Бутырки издревле было собственностью великих княгинь. С 1570-х годов оно принадлежало знатному боярину Никите Романовичу Захарьину - деду будущего государя - Михаила Федоровича Романова. У Никиты Романовича было двое сыновей - Иван и Федор. Младшего мы знаем как патриарха Филарета - отца Михаила Федоровича. В 1623 году село досталось старшему брату - Ивану Никитичу
[4], приходившегося дядей государю. После смерти Ивана Никитича в 1640 году село принадлежало его сыну Никите Ивановичу, в 1649 году оно отошло в казну, а восемь лет спустя было отдано для расселения солдатам одного из стрелецких полков "Матвеева полка Кракова", сформированного в 1642 году самим Михаилом Федоровичем. С 1667 по 1747 год здесь располагался "выборный", т.е. отмеченный особым отличием, Бутырский полк - "Царская гвардия", как называли его иноземцы
[5]. Впоследствии вместе с Лефортовским полком он послужил Петру I образцом для составления потешных войск
[6].
 |
Бутырская улица с южной стороны. Фото XIX век |
Первые упоминания о полковом храме относятся к 1650-м годам, когда он был еще деревянным. В 1682-1684 годы был на средства полка выстроен каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Все это время царская семья не оставляла своим вниманием и Бутырский полк, и сам храма. В 1680-е годы молодые государи Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич делают богатые вклады в него
[6]. Примерно в 80 саженях от храма находилась ограда и ворота на храмовый двор. Над этими воротами возвели высокую шатровую колокольню
[4].
 Колокольня храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках |
Она была достаточно высока (около 14 саженей с крестом) и состояла из трех ярусов. В нижним ярусе - четверике - устроили проездные ворота. Во втором (тоже четверике) находилась палатка для хранения храмовой утвари. Третий ярус - восьмерик с открытой аркадой служил для размещения колокольного подбора. Венчал колокольню высокий восьмигранный шатер. На период конца XIX - начала ХХ века сведения имеются о датировке трех колоколов. Большой колокол - благовестник - весом чуть больше 311 пудов был отлит на заводе
Николая Афанасьевича Самгина 7 апреля 1864 года и имел название "С нами Бог". Этим же временем датирован будничный колокол весом в 65 пудов. Полиелейный колокол весом 122 пуда был отлит в 1799 году
[5]. Всего в подборе было тринадцать колоколов. Данные об их весе приведены в "Описи колоколов храма Рождества Богородицы в Бутырской слободе, изъятых 3 апреля 1922 года".
Декоративное оформление колокольни имеет ряд интересных особенностей. Одно из главных украшений
нижнего яруса - нарядная тройная арка с "висячими" гирьками над въездными вратами. По сторонам от нее расположены необычные декоративные композиции - каждая из трех рельефных "кувшинообразных" деталей. Этот мотив известен в русском зодчестве XVII века. Например, в Ярославле такие детали имеют конструктивное значение - служат опорами для арок открытой галереи второго яруса колокольни храма Рождества Христова. Кстати, въездные ворота этой колокольни тоже украшены аркой с "висячей" гирькой. Еще одним аналогом можно назвать нижний ярус
церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поярково (1670-е годы).
 Храм святителя Николая в Столпах. 1670-е годы |
В качестве декоративных опор "кувшинообразный" мотив не раз использовали и московские зодчие: в 1680-е годы при возведении Царской башни Московского Кремля и ранее - в 1670-е годы - для оформления галереи
храма святителя Николая в Столпах. Как декоративный элемент они украшают колокольни
храмов святителя Григория Неокесарийского на Полянке (1679 год) и
свт. Николая в Пыжах (ок. 1691 года). Имя зодчего, работавшего над храмами святителя Николая в Столпах и святителя Григория Неокесарийского, нам известно. Это Иван Космин (Кузьмин) по прозвищу Кузнечик, в 1666-1667 годах бывший стрельцом в полку Артамона Матвеева
[4]. В декоре колокольни храма Рождества Богородицы в Бутырках кувшинообразный мотив получил неожиданное дополнение в виде разноцветного изразечного пояса, разделяющего два четверика. На каждом изразце изображен кувшин с букетом цветов
[5].
Второй ярус тоже оформлен очень нарядно. Колонки, украшающие углы четверика, как бы "стекают" на нижний ярус. Главным украшением этого яруса можно назвать обрамления окон, каждое из которых заключено в импровизированную раму. Боковые стороны - столбики из четырех граненых бусин, а сверху - роскошная многолопастная арка сложного рельефа. Между окнами находились когда-то большие иконы в киотах.
Декор восьмерика перекликается с декором нижнего яруса. Двойные арки звона с "висячей" гирькой напоминают оформление въездных ворот. Грани восьмерика и столбики арок украшены кирпичными деталями невысокого рельефа.
Колокольня храма Рождества Пресв. Богородицы в Бутырках
Нижние ярусы (слева) и фрагмент шатра (справа)
Особенного внимания заслуживает архитектурное решение шатра. Каждую грань украшают по пяти окошек-слухов, расположенных в четыре ряда, причем нижний ряд составляют парные окошки. Сорок слухов придают шатру, несмотря на большую высоту, легкость и ажурность. В московской архитектуре конца XVII столетия лишь шатер колокольни уже упоминавшейся церкви свт. Николая в Столпах имеет большее количество слухов (всего их 48). Каждое из окошек шатра колокольни церкви Рождества Богородицы в Бутырках имеет завершение в виде маленьких кокошников, каждый из которых в миниатюре повторяет декор окон второго яруса. Таким образом, многообразные детали и декоративные элементы составляют единое художественное целое и придают сдержано-благородный и гармоничный облик всему сооружению.
Далее >>

Фотогалерея:
Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках