вы находитесь здесь: главная страница -> колокольни и звонницы -> иван великий ->
-> к истории успенской звонницы в московском кремле

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



  С восточной стороны Соборной площади - самой древней площади Московского Кремля - возвышается грандиозное сооружение. Перед нами знаменитая колокольня Иван Великий, которую в старину называли Ивановским столпом. Некогда она была видна далеко за пределами Москвы, ведь ее высота составляет более 80 метров, а от берега Москвы-реки колокольня поднимается на 110 метров. С северной стороны к ней примыкает звонница Успенского собора, где сейчас размещены гигантские многопудовые колокола. Первоначально на ее месте находился небольшой храм Рождества Христова. В 1624 году по указанию патриарха Филарета к нему пристроили еще одно сооружение под шатровым завершением, позже названное Филаретовой пристройкой. В конце XVII столетия этот ряд замыкает небольшое здание - Семисотенная пристройка. Все эти строения были предназначены для пяти самых крупных колоколов Москвы. Мы привыкли, что массивная стена белокаменных зданий как бы замыкает соборную площадь. Однако так было не всегда...

 В начале XVI века рядом со столпом Ивана Великого появляется небольшая церковь во имя Воскресения Христова. Полное его название было довольно сложным: Обновление храма Воскресения Христа во Иерусалиме или Воскресения Словущаго. Строительство длилось более десяти лет- с 1532 по 1544 год. Вот, что о нем сообщает летописец: "додела церквь Воскресения Христова на площади возле Иван Святый… а церковный мастер почал делати и завершил без лествицы Петрок Малой Фрязин" [1]. Спустя двадцать лет московские мастера построили лестницу для входа в храм: "лествицу и двери повелением благовернаго царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси приделаша у тое церкви Воскресения Христова лето 7060 (1552) мастера московские" [1]. Еще через несколько лет Иван IV Грозный и митрополит Макарий перенесли в храм престол и икону церкви св. Рождества Христова с Мстиславского двора "и собор уставили" [2]. После этого собор долгое время называли то Рождественским, то Воскресенским.

     На протяжении почти целого столетия облик храма почти не менялся. Об этом можно судить по изображениям на двух планах 1600-1610 годов: "Кремленаград" и "Сигизмундов план". В ее подклетях хранилась митрополичья казна. Генрих Штаден писал о ней: "Посреди Кремля стояла церковь с круглой красной башней. На этой башне висели все большие колокола. Между башней и церковью висел еще один колокол, самый большой во всей стране" [3]. В 1571 году, во время неожиданного набега крымского хана Менгли Гирея и пожара Москвы "храм вместе с украшениями и иконами был снаружи и внутри опален огнем, колокольня тоже… Колокола висевшие на на колокольне посреди Кремля, упали на землю и некоторые разбились. Большой колокол упал и треснул…" [3].

     Во время правления Михаила Федоровича Романова в судьбе храма происходят довольно существенные изменения. В 1621-1622 годах на верхах (или как тогда говорили "на плече") церкви Рождества Христова, между Ивановским столпом и Филаретовой пристройкой, устраивают арку для размещения тяжелых колоколов. Это очень хорошо видно на рисунках и планах некоторых путешественников, например, австрийского посланника в Москве Августина Мейерберга. Еще один путешественник - Павел Алеппский в середине века так писал о звоннице: "Близ этой колокольни находится огромная башня старинной постройки, на высоком основании из больших камней. Внизу ее помещена царская казна, а на верху церковь Рождества Богородицы (?) с красным жестяным куполом в виде груши. Справа и слева висят два огромных колокола. Один с давних времен называется Царицыным, в него звонят под воскресение и в праздники. Другой колокол - Патриарший, звуком ниже; в него ударяют ежедневно утром и вечером…" [5]. Только в конце столетия церковь Рождества Христова начинают называть Успенской звонницей. Происходит это в 1670-х годах, когда на нее через 30 лет после отливки смогли поднять 8000 пудовый колокол, отлитый мастером государева Пушечного двора Александром Григорьевым [7].

    В XVII веке изменилось не только назначение, но и внешний вид звонницы. Отныне ее венчает массивная глава на высоком барабане, украшенным поясом из 24 столбов. Они символизировали 25 престолов Горнего Иерусалима. Такие детали со сложной символикой характерны для церковного зодчества второй половины XVII века. В конце столетия о звоннице говорили так: "осьмая соборная церковь Рождества Иисуса Христа что под колоколы предивно устроена тем делом, якоже и в Вифлееме" [6]. Все здания колокольни и звонниц хорошо видны на гравюре А. Я. Колпашникова 1762 года.

 В ночь с 20 на 21 октября 1812 года по приказу Наполеона саперы под командованием маршала Мортье, заложили взрывчатку под здания кремлевских звонниц. Колокольня уцелела, однако Успенская звонница, Филаретова и Семисотенная пристройки были разрушены. После изгнания неприятеля комиссия известных архитекторов осмотрела место взрыва и составила подробный отчет. Огромное значение для изучения прежнего облика колокольни и звонницы стали выполненные в 1759 году чертежи Д.В. Ухтомского, известные нам по копии XIX века. Кроме этого, большое значение для реставраторов имели план И.Т. Таманского 1797 года и литография гравера Г. Хоппе с изображением звонницы в 1805 году [8].

     В 1814-1815 годах было создано несколько проектов реставрации звонницы. Проекты И.В. Еготова и А. Бакарева сочли неприемлемыми [8]. Нужно сказать, что для этого были веские основания. Если бы они были воплощены в жизнь, то в привычный нам облик Соборной площади вторгся бы пышный и вычурный готический собор.

    Работы велись, в основном, по проекту Л. Руска и Д. И. Жилярди [10]. Архитекторы очень бережно отнеслись к облику древнего сооружения. Они повторили очертания его плана и основные пропорции. Однако облик восстановленной звонницы все же несколько отличается от первоначального здания. Самым существенным изменением стало перенесение главы звонницы к западному краю здания. Благодаря этому с восточной стороны перед арками звона образовалась открытая терраса. Все три вертикали: столп Ивана Великого, купол звонницы и шатер Филаретовой пристройки - вытянулись по одной прямой. В архитектурном решении фасада заметно влияние вкусов начала XIX века. Например, в обрамлениях окон третьего этажа звонницы появились завершения в виде раковин, напоминающие оформление Архангельского собора.

     С начала XIX до начала ХХ века на втором и третьем ярусах звонницы располагались патриаршая ризница и церковь Николая Гостунского, престол которой перенесли сюда в 1817-1818 годах. Такой выбор места для храма был не случаен. В Рождественской церкви (которую решили не возобновлять после взрыва 1812 года) издавна хранился образ святителя Николая Чудотворца, очень чтимый и любимый москвичами, но бесследно пропавший после нашествия Наполеона. Новый храм торжественно освятили в 1818 году (его престол очень хорошо виден на рисунке Д.Жилярди). Прямо над ним висели колокола Успенской звонницы. Высокое открытое крыльцо западного фасада, ведущее к церкви Николы Гостунского, построено в 1849-1852 году архитектором К.А. Тоном. Гостунская церковь была уничтожена при обстреле Кремля в ноябре 1917 года: снаряд разорвался в алтаре храма. Хотя его престол чудом остался цел, церковь вскоре закрыли [11].

[1] ПСРЛ 29, 45.
[2] Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2000. Т.VIII, пр.153.
[3] Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Л., 1925. С. 101, 102
[4] Филиппова Е.А. Колокольня Ивана Великого. М., 1999
[5] Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в XVII веке. М., 2005. Вып.III. Кн. VIII. С. 339
[6] Арсеньев Ю. Описание Москвы по списку конца XVII века.
[7] Кавельмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI - первой половины XVII века // Колокола. История и современность. М., 1990. С. 75-118.
[8] Памятники архитектуры в дореволюционной России. М., 2002. С. 62-69
[9] Памятники архитектуры Москвы: Кремль, Китай-город, Центральные площади. М., 1982.
[10] Архитектурные ансамбли Москвы XV - начала ХХ веков. М., 1997. С. 251
[11] Сорок сороков. М., 2003. Т.1: Кремль и монастыри. С. 77


Поэтажные планы Успенской звонницы

автор материала: Ольга Азарова

К истории колокольни Ивана Великого

Разрушение Успенской звонницы Московского Кремля в 1812 году

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru