вы находитесь здесь: главная страница -> колокольни и звонницы -> колокольни отечества ->
-> колокольни троицкого и благовещенского монастырей в муроме

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



  Муром - один из древнейших городов северо-востока Руси. Первые храмы и монастыри здесь построены еще в XI-XII веках. Постройки того далекого времени были деревянными, и не сохранились до нашего времени. Монастырские строения, которые украшают город сейчас, относятся к более позднему времени - XVI-XVII векам. Мы расскажем о колокольнях Троицкого и Благовещенского монастырей.

  Начало активного каменного строительства в Благовещенском мужском монастыре связано с именем царя Иоанна IV Грозного. Именно в Муроме он останавливался во время казанского похода и дал обет: в случае благоприятного исхода построить в монастыре каменный храм. Действительно, уже в 1553 году летопись отмечает начало работы: "…И пришед к Москве и того же году на лето прислал государь…царь в Муром каменьщиков…И совершив церковь каменную Благовещение…царь прислал в Муром образы и книги и колокола и все церковное строение и присла с Резани". Как выглядел храм в это время мы не знаем, т.к. через сто лет после своей постройки (в 1664 году) он был практически целиком перестроен [1].

  С самого начала истории монастыря государь Иоанн IV Грозный позаботился об устройстве церковного звона при церкви. Однако нынешняя колокольня была возведена только в середине XVII века. Очевидно, это связано с перестройкой самого храма. Ни одного из колоколов XVI века не сохранилось до нашего времени. Самый известный колокол монастырского подбора весил 110 пудов. Его пожертвовал князь Михаил Иванович Львов в 1692 году [2]. По своей архитектуре колокольня XVII века напоминает московские шатровые колокольни этого времени: церкви Троицы в Никитниках и церкви Святителя Николая в Пыжах [3]. Однако колокольня Благовещенского монастыря имеет и ряд своеобразных особенностей. Четырехъярусная колокольня довольно высока. При этом восьмигранный ярус звона относительно невелик. Гораздо большую высоту занимают три нижних яруса - четверики. Нарядно украшенная паперть соединяет колокольню с собором. Ее убранство довольно скромно, хотя уже становится заметным стремление мастеров-каменщиков, или, как их тогда называли "муролей", к украшению своих творений причудливой белокаменной резьбой наличников и карнизов.

     В полной мере любовь к искусному узорочью проявилась в создании строений Троицкого женского монастыря. На фотографиях И.Ф. Барщевского хорошо виден его живописный ансамбль. Главный монастырский собор был возведен в 1642 году по образцу собора Благовещенской обители. Пятью годами позже закончилось строительство храма Казанской иконы Божией Матери и рядом с ней - шатровой колокольни. Строительство велось на вклады муромского купца Богдана Цветного. Колокольня и храм очень нарядно, даже вычурно украшены [4]. Если колокольню и храм Благовещенского монастыря сравнивают с церковью Троицы в Никитниках, то облик колокольни и Казанского храма Троицкого монастыря скорее напоминает храм Рождества Богородицы в Путинках.

     Колокольня как бы "вырастает" из монастырской стены. Ее первый и второй ярусы представляют с ней единое целое. Восьмигранный ярус звона довольно велик. Белокаменная резьба, украшающая арки звона и наличники окошек-слухов шатра настолько пластичны, что производят впечатление не резьбы, а лепки. Возможно, любовь местных мастеров к пышному белокаменному "узорочью" объясняется или сильным влиянием рязанской архитектурной школы, или тесным общением с ремесленниками южнославянских стран, которые издревле приезжали в Муром по торговым делам. Так или иначе, "муромские зодчие мастера-муроли, воспитанные на государевом дворе, славились своим искусством. Они схватили всю декоративность московских форм и развили ее до прихотливого узора" [5].

     К началу ХХ века колокола занимали шесть из восьми арок. Самый большой из них весил около 100 пудов, как свидетельствует о том надпись на нем: "Лета 7160 (1652) сей колокол приложил в Муром в Новодевичь монастырь в Дом Живоначальной Троицы гостиные сотни муромец торговый человек по реклому Богдан Борисов сын Цветной по родителех своих и по своей души а весу в нем 100 пудов" [2]. Изображений на колоколе не было. Сейчас на колокольне находятся колокола гораздо меньшего веса.

[1] Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.19
[2] Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903. С.83, 110
[3] Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI-нач.XIX веков. Ярославль, 1971. С.53
[4] Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.120
[5] Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1908. Т.2. С.142

составитель материала - Ольга Азарова

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru