вы находитесь здесь: главная страница -> колокольни и звонницы -> колокольни отечества ->
-> деревянные колокольни архангельской области

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



  Архангельский край издавна считался одной из красивейших земель Русского Севера. Именно здесь до нашего времени сохранились деревянные колокольни практически всех известных на Севере форм и видов: звонница на столбах, шатровая колокольня или часовня со звонницей, все они неповторимы по своей красоте и истории. Рассказать о каждой из них было бы практически невозможно, поэтому наш небольшой материал познакомит вас с наиболее интересными из них. Архитектура Архангельских земель вобрала в себя традиции сразу нескольких школ. Активная торговля с иноземными купцами, центр которой находился в низовьях Северной Двины, привлекала сюда жителей многих городов. В большинстве своем это были выходцы из Ростова, Владимира и Суздаля. Путь их шел вверх по северным рекам - Онеге и Сухоне через земли Вологды и Белозерья. Приемы зодчества всех этих земель умело использовали местные мастера.

     Облик одной из звонниц восходит к простейшим временным конструкциям на столбах, с подвешенными на верхней перекладине колоколами. Она была поставлена в конце XVII или начале XVIII века и находится в селе Ракулы на левом берегу Двины. Звонница в Ракулах представляет собой довольно сложную постройку на девяти столбах. Крайние столбы звонницы поставлены наклонно к среднему, что придавало ей дополнительную устойчивость. Для этой же цели столбы, врытые в землю, были одеты брусом. Кровля звонницы состоит из центрального восьмигранного шатра и угловых четырехгранных шатриков, установленных на плоском перекрытии. Под ним на перекладинах были развешены колокола, а чуть ниже устроена площадка для звонаря. Сложное завершение звонницы замечательно гармонировало с архитектурой Воскресенской церкви, поставленной неподалеку в 1766 году.

     Более совершенными по конструкции были шатровые колокольни, у которых столбы яруса звона установлены не на земле, а на высоком восьмигранном или шестигранном срубе. Первоначально этот сруб шел от самой земли, позже он стал опираться на четверик большей или меньшей высоты. Такая колокольня 1787 года сохранилась возле храма Богоявления в селе Ширяиха Ошевенского погоста близ Каргополя. Для развески колоколов на одной трети высоты от верха сруба подводились под столбы балки, или "переводы", концами своими врубленные в сруб. Таким образом, опираясь на балки, столбы были зажаты срубом, что придавало им требуемую устойчивость. Выше звона на столбы нарубались бревенчатые венцы, устроенные "повалом", для отвода воды от основания сруба.
     Примечательна своим довольно своеобразным обликом построенная в 1658 году колокольня в селе Цывозеро. Ее основа - восьмерик на каменном фундаменте. Всю конструкцию колокольни до верха шатра пронизывает центральный столб, служивший для нее дополнительной опорой. Ярус звона начинается уже на половине высоты колокольни, которая не имеет поперечных перекрытий и полностью просматривается изнутри. Именно благодаря такой конструкции колокольня и сохранилась до нашего времени. По мнению исследователей, центральный столб удержал все сооружение, до крайности обветшавшее к началу ХХ столетия.

     Похожие по конструкции колокольни продолжали строить в Архангельской области и в более позднее время, примером чему может служить колокольня 1665 года церкви Иоанна Златоуста в селе Саунино недалеко от Каргополя. Основанием ей служит шестигранный сруб. Ее шатер снизу зашит тесом и его конструкция не просматривается. Ярус звона отделен перекрытием от восьмерика. Возможно, колокольня Каргополя уже была приспособлена для другого способа звона.

    Видоизменения шатровых колоколен, как правило, заключались в совершенствовании пропорций сруба и шатров. Первоначально четверик состоял всего из нескольких венцов и имел небольшую высоту, как мы видим на примере колокольни села Кулига Дракованова. Ее датируют по разным источникам от конца XVI до начала XVIII века. Колокольня сейчас находится в музее деревянного зодчества "Малые Корелы". До перевоза в музей у нее была не простая судьба. Колокольню, представляющую собой постройку времени царя Федора Иоанновича, в конце XIX - начале ХХ века едва не разобрали из соображений материальной выгоды, невзирая на прочность конструкции и наличие колокольного подбора.

    У колокольни Васильевской церкви в селе Чухчерьма 1783 года четверик гораздо выше чем у предыдущей колокольни. Подобные сооружения строили на севере до конца XIX века. Постепенно четверик достигает половины высоты сруба, хотя чаще он был все-таки гораздо ниже. Примером этому может быть колокольня в селе Лявля конца XVIII века. Декоративный переход от главы к шатру можно отнести к еще более поздним формам. Именно так украшена колокольня церкви Спаса на реке Рене. Такой прием появился в середине XVIII века и использовался довольно долго.

Материал подготовлен на основе источников:

Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989
Грабарь И.Э. История русского искусства. Т.1
Виноградов Н.Д. Русское Северное искусство (Поездка на Север). М., 1913

составитель материала - Ольга Азарова

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru