вы находитесь здесь: главная страница -> колокольни и звонницы -> колокольни отечества ->
-> колокольня троицкого собора в верхотурье

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Троицкий собор города Верхотурье (общий вид). 1703-1709 годы

     Собор во имя Святой Троицы - «первая и древнейшая» церковь в городе Верхотурье на Урале. Самые ранние упоминания о ней относятся к 1598 году – времени основания самого города. В те годы это был скромный деревянный храм с одним приделом. В XVII веке он уже считался соборным и находился под особым покровительством государей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича. Точно неизвестно, когда при соборе возвели первую колокольню, но в середине XVII века она уже существовала, так как в 1648 году на средства от царского вклада для нее отлили новый благовестник [1,2].

Панорама города Верхотурье в XIX веке

     В 1683 году собор сгорел, и на его месте построили другой – тоже деревянный, освященный в 1691 году. Простоял он тоже недолго, до очередного пожара. В 1699 и 1700 годах последовали указы Петра I, по которым предписывалось на месте сгоревшего храма поставить каменную церковь на средства казны. Работы начались в 1703 году, а в 1709 произошло освящение нового собора, который до сих пор считается одним из красивейших в России. В XIX столетии к нему было приписано два храма: деревянный во имя иконы Божией Матери Одигитрии и каменный кладбищенский во имя Успения Божией Матери.

Колокольня Троицкого собора. 1709 год. Вид с запада
  В 1959 году на международной конференции в Гааге Троицкий собор был включен в число наиболее значимых памятников мира. За не полных шесть лет артель усольских каменщиков сотворила настоящее белоснежное чудо. Храм и высокая пятиярусная колокольня составляют удивительно гармоничную и нарядную композицию. Храм – восьмерик на четверике, перекрыт большим сводом, однако этот свод увенчан традиционным пятиглавием. Четыре его главы расположены не как обычно – по углам – а по осям запад-восток и север-юг. Каждая из них опирается на свод по центру одной из граней восьмерика и установлена на четырехугольном световом тамбуре, украшенном небольшими фронтонами.

     И четверик, и восьмерик, и даже шестигранная апсида украшены сложнейшим узорочьем из фигурного кирпича и многоцветными изразцами. Изящные завитки над окнами, нарядные широкие карнизы с белокаменными «кувшинами» и полихромными изразечными надписями, расположенные между ярусами и под сводом, необычный декор колонок по углам четверика, обрамления круглых окон в виде сказочных цветов из керамических плиток, все это создает впечатление не камня, а скорее, драгоценного кружева. Вероятно, именно эта изысканная нарядность побудила некоторых исследователей отнести Троицкий собор в Верхотурье к памятникам «московского» или «нарышкинского» барокко [3].

Фрагменты декора Троицкого собора

     Можно отметить некоторое общее сходство декора Троицкого собора с убранством храмов (и их колоколен) Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы), Святой Троицы в Останкино (1677-1692 годы) и Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1649-1652 годы), но, не меньшее «узорочье» украшало колокольню и храм Благовещенского монастыря в Муроме (1670-е годы), ярославского храмового комплекса Иоанна Предтечи в Толчково (1671-1687 годы) и Благовещенский храм в Каргополе (1690-е годы). Поэтому здесь более точно будет говорить об общей тенденции к пышной декоративности в архитектуре второй половины XVII и начала XVIII века, которой в каждой местности зодчие добивались своими неповторимыми приемами. Особенно уместно об этом говорить на примере колокольни Троицкого собора в Верхотурье.

Колокольня Троицкого собора
1709 год. Вид с запада
Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.
     Колокольня соединена папертью с собором с западной стороны. Она довольна высока (около 19 саженей, или сорок с небольшим метров до главки) и состоит из пяти ярусов: двух четвериков (нижние ярусы) и трех восьмериков. Такая сложная конструкция в начале XVIII века была свойственна совсем небольшому числу колоколен. Как примеры можно вспомнить колокольни уже упоминавшегося храма Иоанна Предтечи в Толчково (1671-1687 годы) и Новодевичьего монастыря в Москве (1690-е годы), имевших шесть и пять ярусов соответственно. Однако не в числе ярусов состоит ее уникальность. Колокольня имеет два яруса звона, но и в XIX веке (как это видно на фотографии 1909 года), и в наши дни колокола расположены только на нижнем. Венчает колокольню двойной шатер, между нижней и верхней частями которого расположен второй ярус звона. Такой шатер – явление очень редкое в русской архитектуре. Один из немногих аналогов – шатер колокольни уничтоженного храма Петра и Павла на Волжском берегу в Ярославле (1691-1701 годы).

     Гармонии композиции храма и колокольни в немалой степени способствует единая система декоративных мотивов. Окна паперти и нижних ярусов украшают наличники в виде завитков того же изысканного рисунка, что и на стенах собора. В верхней части паперти, обоих четвериков и нижнего восьмерика проходит лента карниза, аналогичного карнизам между ярусами церкви. Наконец, по углам четвериков установлены колонны того же облика, что и в нижнем ярусе храма. Переход к восьмерикам звона украшен поясом своебразного кирпичного декора, наподобие «петушиного гребня», столь любимого мастерами той эпохи. Арки обоих ярусов звона завершаются остроугольными кокошниками сложного профиля. Они отвечают форме завершения колокольни и зрительно способствуют плавному «перетеканию» форм от нижнего шатра к верхнему. На фотографии С.М. Прокудина-Горского, выполненной в 1909 году, благодаря удачному ракурсу (с западной стороны), ясно просматривается вся пятиярусная конструкция колокольни и такая важная подробность, как развеска маленьких колоколов подбора [5].

Ярусы колокольни Троицкого собора:
ярусы звона (справа) и нижние ярусы (слева)
Фрагменты фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 год

     Этот редкий по красоте, и не имеющий себе аналогов по сложности архитектуры храма и колокольни, комплекс Троицкого собора в Кремле города Верхотурья не миновала судьба многих монастырей и храмов в трагические 1930-е годы. В 1932 году собор был закрыт, а чуть позже в нем разместили городскую кузницу (!). Приходится только удивляться его относительно неплохой сохранности после столь «интеллигентного» использования. В 1940-е годы здесь разместилась районная библиотека. Церкви собор вернули в середине 1990-х годов, а с 1998 года в нем возобновились богослужения.

Примечания:

[1] Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Верхотурья с уездом. М., 1899. С.: 63-65, 69-71
[2] Описание города Верхотурье, составленное игуменом Макарием (Миролюбовым). Спб., 1854. С.: 17, 22, 37
[3] Тельтевский П.А. Троицкий собор в Верхотурье // Архитектурное наследство. М., 1960. Вып. 12. С.: 169-178
[4] Торопов П. 300-летие города Верхотурье. Пермь, 1892
[5] Горбунов Ю.А. На государевой дороге. М., 2000

составитель материала - Ольга Азарова
28.05.2011 года

    В этом материале были использованы фотографии сайтов:
«Яндекс фотки» (Троицкий собор и детали его декора);
«Храмы России» (общий вид колокольни); и
«Народного каталога православной архитектуры» (sobory.ru)

.

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru