вы находитесь здесь: главная страница -> колокольни и звонницы -> колокольни отечества ->
-> некоторые особенности северного деревянного зодчества на примере колоколен в селах унежма, ракулы и нижне-уфтюгском погосте

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



     Особенности деревянного зодчества Русского Севера привлекали внимание многих исследователей уже в XIX столетии. В своих исследованиях отдельные разделы они часто посвящали своеобразной архитектуре северных колоколен. Одним из наиболее известных ученых в этой области был В.В. Суслов, объездивший многие северные области. В основу предлагаемого вашему вниманию материала легли отрывки из двух его небольших статей, и изображения из его альбомов. На примере трех деревянных колоколен: онежского села Унежма Архангельской губернии (XVII век), Нижне-Уфтюгского погоста Вологодской губернии (1670-е годы) и села Ракулы Архангельской губернии (1763 год), вместе с автором мы познакомимся с особенностями их конструкции и плотницкого искусства той эпохи. Следует заметить, что по нынешнему географическому делению все перечисленные колокольни относятся к Архангельской области, но в XIX веке две из них относились к Вологодской губернии (Онежского и Шенкурского уездов соответственно).

Колокольня села Унежма. XVII век
     В одной из статей о деревянных постройках Русского Севера В.В. Суслов производит сравнение исторического развития каменных и деревянных колоколен и звонниц. Несколько категорично он утверждает, что в каменной русской архитектуре развитые конструкции колоколен встречаются не ранее конца XVI-XVII веков, однако, при исследовании деревянных сооружений автор проявляет большую наблюдательность и опирается на богатый фактический материал. В частности, он пишет: "…Относительно деревянных колоколен можно сказать, что тип их был определен если не в XV столетии, то, во всяком случае, в XVI веке, ибо, судя по летописи Вологодского собора, в которой упоминается о сдаче подряда в 1621 году "рубить колокольню о восьми стенах", видно, что мастера наши производили подобные работы и ранее […]".

     "Колокольни на квадратном основании, как более простые в работе, обшитые тесом, существовали и раньше […]". "Все колокольни ставились отдельно от церкви, большей частью на юго-восточной, или северо-западной стороне. Колокольня состояла из высокого квадратного и (или) восьмиугольного срубов, причем последний разделялся карнизами на несколько ярусов…". Обшивка из бревен "как бы одевала скелет колокольни, который состоял из четырех, восьми, или шестнадцати вертикальных, или наклоненных к центру толстых бревен-стоек, а самый каркас был в виде усеченной пирамиды, возвышавшейся над срубом аршина на два или три. На верхних концах стоек покоился рубленный с пропилами карниз, состоящий из круглых или отесанных с четырех сторон бревен. Обнаруженная часть стоек, соприкасающаяся со срубом, всегда отделывалась в виде колонок. Между ними, в верхней части пролетов вставлялись особые доски (арочки), имеющие вид украшения и, вместе с тем, служившие связкой скелета колокольни. Вертикальную ось этого строения составляло толстое бревно четырнадцати вершков, во всю высоту колокольни. Верхняя часть его заканчивалась крестом".

Колокольня Нижне-Уфтюгского погоста. 1670-е годы
  В качестве иллюстрации к этому описанию как нельзя лучше подходят две колокольни XVII века. Колокольня села Унежма (находившегося в 84 верстах от Онеги), представляет собой высокое трехъярусное сооружение. Первый ярус - высокий четверик, заканчивающийся "карнизом" (по терминологии В.В. Суслова) с небольшими бочками. Бочки расположены соответственно граням второго яруса - восьмерика - имеющего гораздо меньшую высоту. Заканчивается он характерным "повалом" или "карнизом" из четырех бревен. Как и почти на всех колокольнях, "карниз" украшен резным лемехом. Восемь столбов с арочками между ними создают третий ярус - ярус звона, рассчитанный на небольшой подбор колоколов. Колокольня Нижне-Уфтюгского погоста (она упоминается в писцовых книгах города Устюга уже в 1676-1683 годы, погост же находился недалеко от реки Уфтюги, впадающей в Двину) почти вся представляет собой высокий рубленный восьмерик с тем же "повалом". Ярус звона состоит из шестнадцати столбов с арочками и перекладинами. Он предназначался для подбора из шести колоколов. В обоих случаях хорошо просматривается центральный столб. Обе колокольни завершаются шатрами под небольшой главкой в полном соответствии с описанием В.В. Суслова: "Покрытие колоколен в большинстве случаев одношатровое, в редких случаях - пятишатровое (церковь на Рульском погосте), причем центральный шатер восьмигранный, а остальные - четырехгранные. Шатер, шейка и главка колокольни всегда покрыты гонтом "в чешую". Лестница на колокольню помещалась внутри, или же нижняя часть ее находилась снаружи и имела один или два рундука. Наружная часть лестницы располагалась параллельно к входной стене, или перпендикулярно к ней".

Колокольня села Ракулы. 1763 год
  Теперь обратимся к рассмотрению колокольни села Ракулы. В.В. Суслов так пишет о ней в небольшой статье: "Интересные памятники нашей древней деревянной архитектуры сохранились почти исключительно на нашем Севере; в этом случае Двина и Поморье могут служить прекрасным подспорьем для изучения нашего строительного искусства вообще, т. к. деревянная архитектура не брала на себя чужих форм, как это случалось с каменными постройками, а шла вперед собственными силами. Она оставалась совершенно свободной и оригинальной до конца XVII века, когда, наконец, сюда проник итальянский Ренессанс, конечно искаженный местными зодчими, и тогда он быстро поглотил собой чуть развившийся северный, народный-русский стиль…

  Мы помещаем рисунок одной очень оригинальной колокольни - постройки начала XVIII столетия, уцелевшей на Ракульском погосте в Вологодской губернии…Деревянные колокольницы, как называются они в летописях, разбросаны в большом количестве по всей Двине. Они стоят отдельно от церкви и большею частью на южной, иногда же на западной, сторонах. Колокольня на Ракульском погосте, доныне сохранившаяся, имеет пятишатровую покрышку, увенчанную главками, и представляет собой скелет из восьми бревен, наклоненных к центру, одетый срубом. На верхушках стоек покоится карниз, частью бревенчатый; шатры покрыты гонтом в чешую. В центре колокольни идет толстое бревно во всю ее высоту, равную двенадцати саженям. Вообще Ракульская колокольня очень оригинальна по внешнему виду и представляет собой интересный памятник старинного деревянного зодчества". В дополнение к этому описанию стоит заметить, что колокольня в Ракулах датируется 1763 годом, т.е. относится ко второй половине, а не началу столетия. Возможно, в это время она приобрела нынешний облик, так как первоначально она входила в небольшой церковный ансамбль и выглядела несколько иначе.

Литература:

1. Суслов В.В. О древних деревянных постройках северных окраин России \\ Труды VI археологического съезда в Одессе 1884 года. Одесса, 1886. Т.1. С.: 253-267
2. Суслов В.В. Колокольня на Ракульском погосте (Архангельской губернии, Шенкурского уезда) \\ Нива. 1884. №43
3. Суслов В.В. Памятники древнего русского зодчества. Спб., 1895. Вып.1. Л.18.

составитель материала - Ольга Азарова

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru