вы находитесь здесь: главная страница -> колокольни и звонницы -> колокольни отечества ->
-> звонница в селе большие вяземы

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



Звонница в селе Большие Вяземы. Конец XVI века
     Село и имение Большие Вяземы находится в 37 верстах от Москвы между двух рек: Большая Вязема и Малая Вязема, ближе к Большой Вяземе [1]. Первое упоминание о нем относится к 1556 году. В 1590 году в Вяземах был построен дворец, сгоревший в 1605 году. До начала Смутного времени имение было собственностью Бориса Годунова, затем здесь размещалась резиденция Лжедмитрия I, а затем - дворцовая вотчина царя Михаила Романова. До 1694 года усадьба находилась в дворцовом ведомстве, когда, по указу Петра и Иоанна Адексеевичей была пожалована князю Б.Д. Голицыну. Роду Голицыных Большие Вяземы принадлежали до 1917 года [2]. Строительство Троицкого храма и звонницы принято относить ко времени правления Бориса Годунова, т.е. к концу XVI века. После того, как владельцами усадьбы стали князья Голицыны, главный престол Троицкого храма был переосвящен во имя Преображения Господня.

     Звонница, находящаяся возле храма, представляет собой очень интересное и необычное сооружение. В настоящее время это единственный пример звонницы-аркады или "звонницы на столпах" в московском церковном зодчестве XVI столетия. Многие исследователи отмечали красоту и гармоничность ее архитектуры. Уже в работах XIX века о ней можно прочитать: "…Колокольница в селе Вяземах представляет самостоятельную композицию, в которой чувствуется опытная рука хорошего мастера, прекрасно чувствовавшего строгость пропорций…" [3]. Другой исследователь этого же времени считал ее "наиболее законченным и красивым образцом подобных звонниц" и сравнивал ее со звонницей храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в подмосковном селе Дьяково [4]. Один из современных авторов считает, что "совершенно такая же звонница стояла рядом с Борисоглебской церковью Борисова Городка" и на этом основании приписывает обе эти звонницы к кругу деятельности одного архитектора, которого он называет "зодчим Бориса Годунова" [5]. Другой близкий аналог для обеих звонниц - звонница возле храма Покрова на Рву на Красной площади, которую в 1680-е годы заменила шатровая колокольня.

     Кто же был этот талантливый архитектор? Ответить на этот вопрос, возможно, поможет более подробное знакомство с архитектурными особенностями этой звонницы. Она представляет собой двухъярусную трехпролетную аркаду с повышенной средней частью. Основанием для аркады служит массивная площадка-гульбище с проездной аркой в центре. Завершением для звонницы служат три небольших деревянных шатра в обрамлении полукруглых и треугольных кокошников. Николай Салтанов в своем письме 1888 года к владельцу усадьбы С.Д. Шереметеву отмечал: "Колокольница эта крайне важна в том отношении, что она представляет собой высшее развитие типа наших арочных колокольниц в виде стенки. Другую, столь богатого образца, я, по крайней мере, не знаю. В Новгороде и во Пскове очень часто встречаются арочные колокольницы в один, два, три, четыре и даже пять пролетов; но все они, за малым исключением, одноярусные. Вяземская же колокольница двухъярусная, и, кроме этого, имеет прекрасную архитектурную композицию, которая ни в Новгороде, ни во Пскове не встречается" [4]. Именно эта особенность - два яруса аркады - уже в наше время позволила с уверенностью отнести звонницу к северо-восточной группе "звонниц на столпах" [6].

Звонница в селе Большие Вяземы. Фото 1880 года
  Вторым важным моментом является время строительства звонницы. Почти все исследователи считают, что она была возведена почти одновременно с храмом, т.е. в 1590-е годы [6]. Примерно тогда же в другой вотчине Бориса Годунова - селе Хорошеве - шло строительство еще одного Троицкого храма, по своему облику очень схожего с храмом в Больших Вяземах. Некоторые исследователи XIX века сравнивали с этим храмом Спасо-Преображенскую церковь в селе Остров [7]. Наконец, к этому же кругу относили Троицкий храм и колокольню в Свято-Троицком Болдине монастыре под Дорогобужем в Смоленской области и Борисоглебского храма в Борисове городке. Возведедение всех перечисленных храмов было так или иначе связано с государевыми заказами, что дало основание предположить, что возглавлял эти работы один зодчий, а именно - Федор Конь. Однако ряд архитектурных различий заставили исследователей оставить в данной группе два ансамбля: храм и звонницу в Больших Вяземах и церковь Святой Троице в Хорошеве [9]. Что касается остальных построек этого круга, в настоящее время мы, очевидно, должны остановиться на том, что "одновременно с Федором Конем работал второй, еще более яркий русский архитектор. Называть его приходится условно - зодчий Бориса Годунова" [5].

     Между тем, звонница в Больших Вяземах могла не сохраниться до нашего времени. В 1862-1863 годы ее собирались разобрать и построить новую. Связано такое намерение было с тем, что в фундаменте появилась большая трещина, грозившая обрушением всей конструкции. Однако, к счастью, после длительной переписки с московской духовной консисторией было принято решение о сохранении этой звонницы ввиду ее большой древности. На средства владельца усадьбы князя Б.Д. Голицина провели первую реставрацию звонницы, трещина в фундаменте была прочно, по всем правилам реставрации того времени, укреплена при помощи смеси из песка и бетона [10]. Колокола, которые находились на звоннице вплоть до 1850-х годов, перевесили на новую колокольню (1878 год) [11]. Она не сохранилась до нашего времени (в 1963 году ее разобрали).

Звонница в селе Большие Вяземы. Рисунок В.В. Суслова. 1896 год
  О старом колокольном подборе сохранилось очень поэтичное свидетельство 1851 года: "Село Вяземы, принадлежащее теперь князю Б.Д. Голицыну, заметно по множеству исторических памятников и преданий. Тамошняя церковь построена во время Бориса Годунова. Колокольня, принадлежащая к церкви, также построена при Борисе Годунове и имеет весьма оригинальную архитектуру: она похожа издали на высокие ворота с калитками по бокам, где между вереями висят колокола" [12]. Как и все звонницы-аркады, звонница в Больших Вяземах была предназначена для раскачивания колоколов с земли, т.е. для очепного способа звона. Однако таким способом даже в древности раскачивали только тяжелые колокола нижнего яруса. Средние и маленькие колокола, по всей вероятности, размещенные в несколько рядов, изначально были предназначены для звона "в языки". В обоих случаях своеобразной площадкой для звонаря, скорее всего, служила площадка-гульбище. В более позднее время уже для всех колоколов использовали более привычный нам способ звона за языки. По свидетельству очевидцев, один из очепных валов сохранялся на звоннице, по крайней мере, до реставрации 1952 года. После завершения всех работ в 1958 году, были укреплены все несущие конструкции звонницы, выпрямлен крен и заменены колокола. Новый подбор составили колокола из Московского областного краеведческого музея и музея Новодевичьего монастыря [8]. В настоящее время на звоннице находятся несколько маленьких колоколов, звон в которые не производится.

Литература:
[1] Щекатов А. Географический словарь Российского государства. М., 1801. Ч.1. Ст.: 1276-1278
[2] Соболева Л. Исследования и реставрационные работы по церкви Преображения в усадьбе Вяземы // Теория и практика реставрационных работ. 1972. №3. С.: 84, 85
[3] Красовский М.В. Очерк по истории московского периода древнерусского церковного зодчества. М., 1911. С.226
[4] Султанов Н.В. Рукописи С.Д. Шереметева 1905 года
[5] Раппопорт П.А. Зодчий Бориса Годунова // Культура Древней Руси. М., 1966. С.218, 220
[6] Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.: 246, 247
[7] Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVII веков. М., 1886. Вып.3. С.199
[8] Доминяк Э.И. Звонница в селе Большие Вяземы // Хозяева и гости усадьбы Вяземы. Большие Вяземы, 1996. Ч.2. С. 179, 182-184
[9] Косточкин В.В. Государев мастер Федор Конь. М., 1964. С.: 5-7; 138-169
[10] Прохоров М.Ф. О состоянии древней звонницы церкви Преображения в селе Большие Вяземы в середине XIX века // Троицкие чтения 2003-2004 годов. Большие Вяземы, 2004. С.: 19-21
[11] Шереметев П.С. Русские усадьбы. Пг., 1916. Вып.1. С.198
[12] Берг Н.В. "Сельцо Захарово". Москвитянин. 1851. №№ 9-10

автор материала - Ольга Азарова

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru