вы находитесь здесь: главная страница -> колокольни и звонницы -> колокольни отечества ->
-> вологодские храмы иже под колоколы

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



  В 1530 году в семье великого князя московского Василия III происходит долгожданное радостное событие - рождение сына-наследника. В благодарность за дарованное чудо, великий князь делает щедрые пожертвования в храмы и монастыри. На один из таких вкладов в 1531-1534 годы в Кирилло-Белозерском монастыре был возведен храм "иже под колоколы" во имя собора Архангела Гавриила с приделом равноапостольных Константина и Елены [1]. Необычность этого храма заключалась уже в том, что он был не круглым, восьми- или девятигранным, а четырехугольным. Его ярус звона, полностью изолированный от нижнего, тоже имел довольно интересное архитектурное решение. Арки для колоколов опирались на мощные столбы-опоры, расположенные по всему периметру храма. Первоначально звонница не имела свода. Завершали ее два ряда кокошников и две главы на очень вытянутых барабанах, которые пронизывали весь ярус.

  Некоторые исследователи считают, что над ярусом храма и звонницей работали разные мастера. Сам храм довольно традиционен для местного зодчества, а звонница по своей архитектуре ближе к архитектуре школы ростовских мастеров. К сожалению, облик этого очень необычного храма сейчас совершенно искажен позднейшими переделками. В 1638 году верх церкви был перестроен в ризничную палатку, проемы звона заложили и превратили их в окна. В начала XIX века оба барабана и верхний ярус кокошников были разобраны и заменены нынешним покрытием [8]. Сейчас мы можем судить о первоначальном облике храма только по реконструкциям [2]. Ни один из колоколов этого храма не сохранился. Вероятно, колокола для монастыря в XVI веке отливали во Пскове и Новгороде. Во всяком случае, в 1551 году Михаил Андреев, основатель прославленной псковской династии, отлил 400-пудовый колокол для монастырской звонницы [7]. Сведения о более поздних отливках относятся уже к подбору колокольни XVII века .

     В эти же 1530-е годы, и тоже на вклад великого князя велось строительство и в Ферапонтовом монастыре. В это время в обители были возведены трапезная палата и церковь Благовещения "иже под колоколы". Храм-колокольня находится на восточной стороне трапезной палаты. Он, как и храм Архангела Гавриила в Кирилло-Белозерском монастыре, имеет кубическую форму. Его ярус звона по форме тоже очень похож на звонницу этого храма: на каждой стене расположено по три арки звона, которые также опираются на массивные столбы-опоры. Очень схоже и декоративное украшение обоих храмов. С.С. Подъяпольский считает, что их возводила одна артель мастеров под руководством ростовского мастера Григория Борисова [3], однако документальных подтверждений этой версии мы не имеем.
     Третье крупное строительство на пожертвование великого князя Василия III, правда не благодарственное, а сделанное во время паломничества в 1528 году, велось в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. В этом случае монастырские предания сохранили для нас имена мастеров. В "Сказании известном о начале Каменскаго монастыря…" повествуется о работе в монастыре в 1542-1548 годы двух ростовцев - Пахомия Горяинова и Григория Борисова: "Лета 7051-го (1542) месяца августа 1… заложена бысть церковь у Спаса на Каменном Успения Пречистыя Богородицы с трапезою каменная при державе великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии, и при митрополите Макарии... А мастеръ заложилъ церковь Пахомей Горяиновъ сынъ, Григорьевъ, Царева, ростовецъ. А совершена бысть церковь в лета 7057-го (1548) на Успение ея…" [4]. Из текста следует, что "каменный здатель" Григорий Борисов только завершал строительство храма. Переход работ от одного мастера к другому был вызван перерывом в строительстве, что следует из царской грамоты 1545 года. Первоначально пожертвованных денег оказалось недостаточно, и царь Иоанн IV Грозный дал монастырю освобождение от повинностей с 1545 по 1548 год для окончания работ [5]. Григорию Борисову принадлежит оригинальное решение храма, объединившее столпообразный храм-колокольню и трапезную палату. В наши дни Успенская церковь - единственная сохранившаяся постройка монастыря.

     Облик храма уникален по своему архитектурному решению: трехъярусный столп в двух нижних ярусах имеет форму неправильного восьмигранника, выше переходя в традиционный восьмигранник с барабаном и главой в завершении. Нижний ярус является подклетом, в среднем, с узкими арочными окнами в гранях, находилась церковь, а в третьем, с открытыми проемами звона, висели колокола. Ярусы сужаются к верху на величину завершающего каждый из них цоколя. Весь ярус звона и завершение храма были разобраны и переложены в XVII, а затем в XIX веке. Вероятно, Успенский храм имел первоначальное завершение в виде кокошников, сходящихся над восьмигранником звонницы к барабану [3].

     В 1530-е - 1540-е годы храмы-колокольни довольно часто имели столпообразную форму. Возможно, это произошло под влиянием архитектуры, возведенной итальянским зодчим (или зодчими) в подмосковной усадьбе Коломенское. В 1530-е годы здесь были построены церковь Вознесения и Георгиевский храм "иже под колоколы". На освящении храма Вознесения присутствовал ростовский архиепископ Кирилл [6]. Можно предположить, что среди его окружения был кто-нибудь из "каменных здателей", принесший свои впечатления в местную архитектуру.

[1] Зимин А.А. Краткие летописцы XV-XVI вв. // Исторический архив. М.; Л., 1950. Т.5. С. 30
[2] Кочетков И.А., Лелекова О.В., Подъяпольский С.С. Кирилло-Белозерский монастырь. Л., 1979. С. 27-31, 41. Илл. 16-17
[3] Подъяпольский С.С. Архитектурные памятники Спасо-Каменного монастыря XV-XVI вв. // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв. М., 1970. С. 454, 455
[4] Архимандрит Леонид. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878. Ч.II. №658. С. 236
[5] Летопись занятий Археографической комиссии 1864 года. Акты Спасо-Каменного монастыря. Спб., 1865. С. 25
[6] ПСРЛ. Т.8.: Воскресенская летопись. Спб., 1859. С. 280
[7] Богусевич В.А. Литейный мастер Михаил Андреев // Новгородский исторический сборник. Л., 1937. Вып. II. С. 85
[8] Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. С. 232

автор материала - Ольга Азарова

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru