вы находитесь здесь: главная страница -> колокольни и звонницы -> колокольни отечества

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus


Колокольня Троицкого собора в Верхотурье
Звонница Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме
Колокольни Борисоглебского Новоторжского монастыря
Звонница Введенского Владычного монастыря в Серпухове
Колокольня Николонадеинской церкви в Ярославле
Храм Живоначальной Троицы в селе Останкино и его колокольня
    История, архитектура, аналоги

Колокольня храма святителя Николая в Хамовниках
Некоторые особенности зодчества Русского Севера на примере
    колоколен в селах: Унежма, Ракулы и Нижне-Уфтюгском погосте

Колокольня храма Иоанна Богослова на реке Ишне
Звонница Борисоглебского монастыря, что под Ростовом Великим
Звонница в селе Большие Вяземы
Звонницы Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале
Колокольня Иоанно-Предтеченского монастыря в Казани
Комплекс звонниц Московского Кремля
Звонница Ростова Великого
Большая колокольня Троице-Сергиевой Лавры
Колокольни города Ярославля
Колокольни усадьбы "Коломенское"
Колокольни Благовещенского и Троицкого монастырей города Мурома
Звонница Воскресенского монастыря в Угличе
Колокольня Свято-Троицкого Болдина монастыря
Деревянные колокольни Архангельской области
Колокольня села Поярково
Храмы "иже под колоколы" Вологодской земли

     Колокольни и звонницы на Руси с давних пор были обязательной принадлежностью городской, деревенской или монастырской архитектуры. Их облик хотя в целом и формировался по тем же законам, что и облик других церковных строений, однако имел и некоторые особенности. Величественная колокольня или массивная звонница, возведенные возле кафедрального собора в городе, отличались от подобных сооружений в большом монастыре. Стройные, нарядные шатровые колоколенки строили возле небольших приходских церквей, а скромные деревянные колокольни и звонницы большей частью можно было увидеть в деревнях и селах.

     Само предназначение колоколен и звонниц оказывало серьезное влияние на их архитектуру. На Руси долгое время был распространен очепной звон. Для него хорошо подходили небольшие звонницы-аркады, как бы продолжающие стену храма, или возведенные отдельно от него. Подобные звонницы существовали и в других православных странах, например, в Греции. Кроме этого, их облик очень напоминает итальянскую архитектуру. Такое сходство, скорее всего, объясняется одинаковым предназначением этих сооружений.

  Для другого способа звона, когда один звонарь управляет целым подбором колоколов, были нужны и другие виды колоколен. Ими стали колокольни в виде столпа с шатровым завершением, или увенчанные главкой. В больших монастырях и храмах часто во время звона использовали большой подбор колоколов. Для такого сложного звона, когда необходимы слаженные действия нескольких звонарей, самыми подходящими оказались звонницы-галереи.

  Разные виды колоколен и звонниц не были принадлежностью одного региона. В одном городе или местности могли находится несколько совсем непохожих по форме колоколен. Все они имели не только практическое, но и эстетическое значение. Их облик в большой степени зависел от вкусов эпохи, определенной местности, самого архитектора и заказчика.

     На Руси, как правило, каждый большой город славился своими строительными артелями. Однако место их работы не было постоянным. Очень часто князья приглашали артели из других городов. Поэтому и сейчас можно видеть, например, в Угличе и Вологодской земле храмы и звонницы ростовской архитектуры, в новгородских постройках традиции смоленского зодчества, а в Москве строения псковских мастеров. Кроме этого, существовало довольно тесное взаимодействие между деревянной и каменной архитектурой. Сейчас нам иногда бывает сложно определить как первоначально возникла та или иная форма: в камне или в дереве? Одна из таких загадок - шатровое завершение храмов и колоколен.

  К XVIII веку русская архитектура становится уже вполне европейской. Облик колоколен и звонниц соответствует принятой в Европе хронологии архитектурных стилей. С этого времени можно говорить о таком понятии, как школа того или иного зодчего в России. XIX век стал эпохой синтеза самых разнообразных архитектурных направлений. В это время мастера могли объединять в одном здании особенности не только разных эпох и стилей, но и строений, разных по своему предназначению. Так появляются надвратные храмы "иже под колоколы", двухъярусные шатровые колокольни, звонницы в готическом и древнерусском стилях.

  Храмы, колокольни и звонницы, возведенные в разное время, к счастью, не существовали обособленно и не сменяли друг друга. В одной и той же местности, в одном городе или монастыре до сих пор сохраняются постройки многих эпох. Именно они делают знакомство с каждым из них таким увлекательным и неповторимым.

автор материала - Ольга Азарова

     

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru