вы находитесь здесь:
главная страница -> колокольни и звонницы -> особенности архитектуры -> -> церкви под колоколы | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
| ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() |
![]() Казалось бы, возведение звона над храмом преследует, прежде всего, экономические цели. Ведь если колокола поместить в шее главы церкви, то их расположение будет весьма высокое, и нет нужды возводить специальное здание колокольни. Но это лишь односторонний взгляд. Композиционно церкви под колоколами представляют собой замечательные архитектурные памятники. Это, например, устремленные ввысь столпы Ивановской колокольни московского Кремля, колокольни Новодевичьего монастыря и многие другие выдающиеся творения русской православной архитектуры. Велико очистительное значение звона, о котором нам напоминает текст дивных молитв, произносимых при освящении колокола или звона. Очевидно, именно поэтому наши предки часто возводили именно подколокольные храмы по всей Руси. ![]() Одной из самых интересных представляелся подколокольная церковь во имя сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой Лавре. Храм был сложен псковскими мастерами в 1476 году. Псковичи славились на Руси умением каменного строительства. Они были приглашены правительством Ивана III для выяснения причин обрушения еще недостроенного здания Успенского собора в Московском Кремле. Возводить новый собор псковичи не стали, переложив ответственность на итальянских мастеров, но вместо этого выполнили несколько важных государевых заказов по строительству, среди которых: Благовещенский собор (1486 год) и Ризположенская церковь (1489 год) в Московском Кремле, а также Духовская церковь в Троице-Сергиевом монастыре (1476 год). ![]() Развитие подколокольных храмов шло таким же образом, как и прочих колоколонесущих сооружений русского Православия: от простого к сложному. В этом ряду нельзя не упомянуть храмы XVI века: это знаменитый кремлевский Иван Великий (1505-1600 годы), Георгиевская колокольня (первоначально - храм Архангела Гавриила) в Коломенском (1530- е годы) и большая церковь-колокольня Александровой слободы (1570-е годы). Настоящим апофеозом русского зодчества допетровской эпохи является столп храма-колокольни московского Новодевичьего монастыря. Отличительной особенностью последней является размещение двух престолов одного над другим.
![]() Не случайно обращение к теме храмов "иже под колоколы" у современных архитекторов, создающих образ православного храма XXI века, опираясь на многовековую традицию православного зодчества. Множество интересных проектов по оборудованию подколокольных храмов довелось выполнить специалистам Общества Церковных Звонарей. Среди них хочется отметить: храм во имя Святой Священномученицы Великой княгини Елизаветы в поселке Опалиха под Москвой; храм во имя святителя Алексия митрополита Московского при школе-интернате во имя преподобного Сергия в поселке Топорково близ Троице-Сергиевой Лавры; храм во имя целителя Пантелеимона на Пехотной улице в Москве.
![]() Глубокое знание традиций церковной архитектуры и большой звонарский опыт современных звонарей позволяют сохранять и использовать лучшие достижения церковно-звонарской традиции прошлого в современной церковной архитектуре. автор материала - Игорь Коновалов |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | ||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |