вы находитесь здесь:
главная страница -> колокольный звон и звонари -> практические основы -> -> сила удара в колокол | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
| ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() |
"Твой черед настал, молодой звонарь. Пробуди простор, посильней ударь"... Эти поэтичные строки рождают в воображении образ могучего звонаря, который поднимается по лестнице колокольни в самую высь и там, крепко ухватив могучими руками веревку от самого тяжелого колокола, начинает звонить изо всех сил. Громче, еще громче, еще громче. И вот уже звон разносится далеко-далеко, весь мир внимает этому звону... Стоп! А почему же тогда бьются колокола? Разбиваются колокола, как чашки, трескаются колокольные стенки - и уже никакая сварка или пайка тут не поможет, колокол придется отставить от звона навсегда. Разбитый колокол - это всегда трагедия, и горе тому звонарю, который не уберег свой колокол... У опытного звонаря в руках не разобьется ни один колокол. Но даже если колокол надтреснут, он иногда может послужить еще несколько лет. В храме Петра и Павла на Яузе звонят в колокол с вышибленным краем. Такой же звон можно наблюдать в храме на реке Ишне. На пластинке старых ростовских звонарей можно услышать звон в небольшой треснутый колокол. И этот колокол вовсе не портит своим звуком общий звон. Умелые звонари знают, что в колокола нужно звонить осторожно... Давайте задумаемся: а вообще нужно ли колотить в колокола? Что дает такое колочение для красоты звона или для дальности распространения колокольного звона? - Ровным счетом ничего! У музыкантов есть такое понятие: "динамика звучания". Варьируя акценты, музыкант может сделать свое музицирование выразительным. Точно так же в человеческой речи не должно быть надрыва, речь должна строиться из смысловых акцентов и ровных фраз - и именно эта тактичность вызывает чувство расположенности к собеседнику. Так и колокольный звон у опытного звонаря отличается разнообразием интонаций и динамических оттенков. Но среди этого многообразия вовсе не должно быть места чрезмерному "битью в колокола". Выколачивая из колоколов удары, звонарь обедняет и себя, и слушателей. А если вспомнить, что колокол - это еще и звучащая икона, то такое колочение выглядит совсем уж непростительным. Даже когда звонаря охватывает пасхальное ликование, это ликование должно быть выражено в особенно искусном, а вовсе не в зубодробительном звоне. Искусность трели, использование большого количества подзвонных колоколов - все это может вызвать эффект усиления мощи колокольного звучания. Именно резонанс, взаимодействие колокольных созвучий, а вовсе не ритмачество, делает звон величественным. Как поверить, правильной ли силы у Вас удар в колокол? Попробуйте когда-нибудь похлопать Вашего приятеля по плечу. Ему больно? Так вот, колокол тоже должен стать Вашим собеседником - и тогда Вы не повредите ни колоколу, ни своему благолепному звону. Мы продолжим беседы о практике колокольного звона в следующих выпусках сайта Общества Церковных Звонарей. автор материала - Константин Мишуровский |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | ||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |