 |
Икона "Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове с житием Зосимы и Савватия" Фрагмент (1545, ГММК) |
По поводу даты основания монастыря среди исследователей в настоящее время нет единого мнения. Одни из них называют 1430-е, другие 1450-е годы
[1]. Однако не подлежит сомнению тот факт, что строительство первого деревянного Спасо-Преображенского храма было завершено в 1459 году. Вскоре после этого был возведен второй храм - Никольский, а рядом с ним первая деревянная звонница
[2]. Какой была эта звонница, и каким был состав колоколов на ней сейчас трудно сказать. Первые упоминания о появлении литых колоколов в обители относятся к 1478 году. Речь идет о так называемом
"Каянском" колоколе 1415 года. Он был пожертвован в монастырь в краткий период игуменства преемника преподобного Зосимы - Арсения
[3]. Самая ранняя из сохранившихся Описей монастыря датирована 1514 годом. В ней читаем: "Да третья церковь Никола Чудотворец… Да четыре колокола болших. Да колокол часовой, да часы. Да клепало железно. Да шестой колокол…"
[4]. Другие источники помимо обычных колоколов называют еще каменные "…каменные колоколы звонят, да клепало каменное великое звонит же". Возможно, здесь упомянут старинный каменный колокол, по преданию вытесанный преп. Зосимой Соловецким
[5].
 |
Икона "Зосима и Савватий Соловецкие". Фрагмент (1570-е - 1580-е годы, ЦАК МДА) |
Какими были постройки первого этапа истории монастыря теперь уже трудно сказать сколько нибудь достоверно. В 1538 году в монастыре произошел сильный пожар, уничтоживший почти все деревянные строения обители. Первое иконописное изображение монастыря после пожара относится к 1545 году. Икону "Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове с житием Зосимы и Савватия" (ГММК) на основе вкладной надписи на ней многие исследователи связывают с поставлением Филиппа Колычева в игумены Соловецкого монастыря и относят к школе иконописи самого монастыря
[6]. На ней хорошо видна деревянная звонница, на которой размещены несколько небольших колоколов. Такое сооружение "о четырех столпех", перекрытое невысокой кровлей-киворием, напоминает временные звонницы для развески колоколов. Их во множестве ставили и в Древней Руси, и в более позднее время. Примером тому могут быть звонницы в
селе Голодная Степь или в
селе Ракулы.
 |
Икона "Зосима и Савватий с 22 клеймами жития". Фрагмент (Последняя четверть XVI века, ГРМ) |
На иконах середины - второй половины XVI века, как правило, звонница это просто четыре деревянных столбика с перекладинами для колоколов и завершением в виде невысокого шатра. Один из примеров такого изображения - житийная икона в Успенском соборе Московского Кремля "Обитель Зосимы и Савватия Соловецких" (1560-е годы, ГММК). Исследователи предполагают, что эту икону выполнили по заказу московского митрополита Филиппа Колычева между 1566 и 1568 годами. Образ должен был стать храмовым для церкви Зосимы и Савватия на митрополичьем дворе
[7] в Москве. Похожую звонницу мы видим на одном из клейм иконы "Зосима и Савватий с 22 клеймами жития", созданной в мастерской Кирилло-Белозерского монастыря (последняя четверть XVI века, ГРМ). В качестве примеров похожего изображния деревянных звонниц можно упомянуть звонницы в клеймах икон
"Преподобный Варлаам Хутынский в житии" (середина XVI века, ГИМ) и
"Митрополит московский Алексий в житии" (начало XVI века, ГММК).
На более поздних иконах шатровая деревянная колокольня, на которой колокола развешены в несколько ярусов, изображена более достоверно. Один из примеров - колокольня на иконе "Зосима и Савватий Соловецкие" (1570-е - 1580-е годы) из собрания Церковного археологического кабинета при Московской Духовной Академии (датировку иконы см.
[8]). Очевидно, деревянную колокольню поставили после завершения работ по строительству каменного Никольского храма в 1583 году. А старый деревянный храм к тому времени был разобран и перевезен на остров Анзер
[9]. Судя по изображению на иконе, в конце XVI столетия в монастыре существовал довольно значительный колокольный подбор, причем среди колоколов было несколько благовестников большого веса.
 |
Икона "Зосима Соловецкий, Елиазар Анзерский, Иоанн Большой Колпак и Илья Пророк". Фрагмент (начало XVII века, ГТГ) |
Четыре колокола в Соловецкую обитель пожаловал царь Иван IV Грозный в качестве проявления своего покровительства к игумену Филиппу Колычеву в 1548-1558 годы. Об этом свидетельствует Соловецкий летописец: "Оному игумену Филиппу от Государя царя и великого князя Иоанна Васильевича, всея России Самодержца, в Соловецкий монастырь жалование было нижеследующее: на колокол большой, вылитый в немецкой земле, по старанию князя Александра Ивановича Воротынского во 173 пуда (его называли "Преподобнический") - 370 рублей; на другой большой же колокол весом в 95 пудов - 300 рублей, да на зазвонные малые колокола (80 и 30 пудов) и на провоз их 50 рублей, а всего 720 рублей"
[10]. Немного позже, в 1560 году царь Иван IV Васильевич пожаловал в монастырь еще два небольших зазвонных колокола весом по 25 пудов
[11].
 |
Икона "Обитель Зосимы и Савватия Соловецких". Фрагмент (1623 год, ГТГ) |
"Преподобнический" колокол на самом деле отливали не немецкие, а псковские мастера
Матфей и Кузьма Михайловы - сыновья основателя знаменитой династии псковских литейщиков - Михаила Андреева
[12]. Колокольный подбор быстро увеличивался и к 1570 году насчитывал уже 14 колоколов
[13]. В 1597 году при царе Федоре Иоанновиче боярин Борис Годунов пожертвовал в обитель колокол весом в 150 пудов. Из надписи на нем следует, что он был отлит на Соловки еще одним псковским мастером Иваном Матвеевым в 1597 году
[14]. Следующий большой вклад в монастырь относится уже к эпохе Бориса Годунова. В 1600 году царь пожаловал в монастырь медь на большой колокол, который здесь же на месте отлил мастер-старец Сергий. Вес нового колокола составил 700 пудов. Его называли "Борисовичем". В 1762 году этот колокол перелили с добавлением металла и назвали "Преображенским". Его новый вес составил 995 пудов. Через 12 лет колокол опять переливают в Петербурге. Работу выполнил мастер Петр Евдокимов. Теперь колокол стал весить 1100 пудов
[15].
Из приведенных сведений видно, что к началу XVII столетия монастырь обладал уже довольно большим колокольным подбором, причем несколько колоколов имели значительный вес. Строительство каменной звонницы стало насущной необходимостью. Первоначально псковские мастера возвели в обители небольшую звонницу-аркаду, примыкающую с западной стороны к Никольскому храму. Судя по изображению на миниатюре из собрания Вахрамеева (1623 год, ГИМ), она была перекрыта по четырем щипцам наподобие звонниц псковских храмов
Богоявления в Запсковье и
Ильи Пророка селе Выбуты близ Пскова
[16]. В двух пролетах этой звонницы изображены большие колокола. Звонница вновь появляется на иконе 1623 года "Святые Зосима и Савватий" из собрания И.С. Остроумова (ГТГ). На этой иконе изображено уже шесть колоколов
[17]. Однако, судя по иконописным изображениям, был еще какой-то промежуточный этап. На иконе начала XVII века ростовской школы "Зосима Соловецкий, Елиазар Анзерский, Иоанн Большой Колпак и Илья Пророк" (ГТГ) изображена небольшая звонница. На каменном осноновании установлены три столбика, между которыми под двумя шатрами размещены два колокола. Возможно, это тоже вариант изображения "псковского" типа звонницы.
Далее >>
