вы находитесь здесь:
главная страница -> что такое церковный колокол -> колокола в культуре -> -> колокола в музыке сергея васильевича рахманинова | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
| ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() |
![]() Одним из первых исследователей, отметивших влияние величественного ритма колокольного звона на музыку Рахманинова, был Стасов - известный критик XIX века. Он писал о "глубоко вкоренившихся в его симфоническую ткань, его ритмы и интонации… колокольные ритмо-звуко-краски". Первый опыт молодого композитора в этой области дался ему достаточно тяжело. В 1900-1901 годах он работал над своим знаменитым Вторым концертом. Вторая и третья часть концерта были созданы довольно быстро, а первая часть не удавалась довольно долго. Рахманинову хотелось найти захватывающее начало, и он его нашел - восемь полных, глубоких аккордов с постепенно нарастающей звучностью, за каждым из которых следует тяжелый басовый удар. Эти восемь аккордов многие исследователи сравнивали с мерными ударами русского колокольного благовеста. Последний аккорд вводит оркестр с изложением главной темы, поддерживаемой фортепианными пассажами. Величественные ритмы, словно накатывающиеся одна за другой волны, первой части концерта невольно вызывают в памяти ростовский егорьевский звон - один из самых строгих и торжественных звонов этой школы. Это состояние тревожного ожидания особенно ярко проявилось в музыкальной поэме "Колокола", созданной Рахманиновым накануне первой мировой войны, в 1913 году. Симфония с хором "Колокола" была создана на основе одноименного стихотворения Эдгарда По, переведенного Бальмонтом. По своей силе, напряженности, даже некоторой мрачности, "Колокола" вполне сопоставимы с "Апассионатой", одной из самых трагичных сонат Бетховена. В одной из статей газеты "Правда" от 18 октября 1930 года эту симфонию с возмущением назвали "православным действом" и "колокольной мистерией". В звучание колокольного звона перед нами предстает трагическая человеческая судьба, которую сам человек встречает с мрачностью, но и с мужеством. Его детство звучит серебряными переливами маленьких колокольчиков, затем в мелодию вступает радостный свадебный звон, затем привычный нам ритм церковного колокольного звона. Он становится все более суровым и, наконец, переходит в печальный погребальный перебор. Смену ритмов и настроений поддерживает хор, исполняющий стихи Бальмонта. Сам композитор считал эту симфонию самым сильным из своих произведений. По своей достоверности в оркестровке колокольного звона "Колокола" стали уникальным явлением в симфонической музыке. Материал подготовлен на основе публикаций: [1] Сергей Рахманинов. Воспоминания. М., 1992. С.14 [2] Асафьев Б.В. Сергей Васильевич Рахманинов. М., 1945. С.: 14, 19, 20, 25 [3] Никитин Б. Сергей Рахманинов. Федор Шаляпин. М., 1998. С. 88, 132 автор материала - Ольга Азарова |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | ||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |