От редакции Zvon.ru
Предлагаемый Вашему вниманию материал подготовлен на основе литографий альбома Андре Дюрана, размещенных на сайте независимой историко-исседовательской группы города Домодедово «ИстокЪ», авторами которого было собрано огромное количество легенд и уникальных документальных свидетельств об истории этого края, памятниках его архитектуры и археологии, деятелях его культуры и искусства. Среди уникального собрания изображений на сайте находится и альбом «Voyage pittoresque et arch
ologique en Russie», который разместил Владимир Михайлович Шлёнсков, один из создателей группы и сайта «ИстокЪ».
Все изображения в этом материале можно рассмотреть подробнее: щелкните, чтобы увеличить их.

 |
«Башня Ивана Великого в Кремле» Литография Андре Дюрана 1839 год. Фрагмент |
В 1839 году русский дворянин Анатолий Николаевич Демидов (1812-1870 годы), происходивший из рода знаменитых промышленников, но почти всю жизнь проживший в Западной Европе, организовал путешествие по России Андре Дюрана (Andr

Durand) - французского художника, более известного как литограф и путешественник. Он посетил Москву, Тверь, Санкт-Петербург, Кронштадт, Новгород Великий, Владимир, Нижний Новгород, некоторые деревни и села возле этих городов. Результатом поездки стал альбом из ста литографий с городскими и сельскими видами, созданными по впечатлениям его путешествия: «Voyage pittoresque et arch

ologique en Russie» («Живописное и археологическое путешествие по России»). Он вышел в 1842 году в Париже очень ограниченным тиражом. Одним из главных достоинств рисунков было внимание к архитектурным деталям изображенных на гравюрах зданий. Наблюдательность Андре Дюрана (1807-1867 годы) и достоверность его гравюр позволяют нам сейчас использовать многие литографии для исследования как существующих, так и утраченных сооружений.
Первая из московских литографий - это «Tour

Ivan Veliki int

rieur de Kremlin», то есть «Башня Ивана Великого в Кремле». Художник выбрал очень удачный ракурс –
колокольня Ивана Великого показана с Ивановской площади таким образом, что по сторонам от нее видны Архангельский и Успенский соборы. На литографии перед нами представлен
весь комплекс звонниц Московского Кремля: колокольня Ивана Великого (1505-1508 годы; 1600 год, архитектор – Бон Фрязин),
Успенская звонница (1670-е годы); шатровая Филаретова (1624 год, архитектор – Бажен Огурцов) и Семисотенная (конец XVII века) пристройки.
 |
«Башня Ивана Великого в Кремле». Фрагмент |
Все особенности архитектурного декора (например, кокошники в виде раковин на двух окнах Успенской звонницы и рустованные пилястры на фасадах, появившиеся после ее восстановления в 1815-1819 годы) переданы детально и скрупулезно. Прорисовка колоколов, в отличие от архитектуры, на звоннице и колокольне весьма условна. Можно сказать, что их наличие только обозначено. Так, из четырех
больших благовестников Успенской звонницы, виден только
Большой Успенский в центральной арке. Ни
Реута, ни Воскресного, ни
Семисотного колоколов мы не видим. Форма
Царь-колокола, изображенного возле Ивана Великого, тоже далека от достоверности.
Одна из самых красивых и сложных «московских» литографий альбома Андре Дюрана - «Cath

drale

Ouspenski

la Pacrowka», то есть «Успенский храм на Покровке». Эта уникальная церковь, известная еще как
«Успение в Котельниках», была возведена в 1696-1699 годы зодчим Петром Потаповым на средства «московского гостя» Ивана Сверчкова. Она относится к периоду «московского барокко» и уже современники назвали ее «восьмым чудом света». С запада крытый переход соединял храм с трехъярусной колокольней.
 |
«Успенский храм на Покровке» Литография Андре Дюрана. 1839 год |
На литографии хорошо показана ее конструкция: на четверике основания покоятся два яруса-восьмерика (верхний был предназначен для звона). Завершение колокольни очень необычно – на своде установлен центральный шатер с главкой, а вокруг него – четыре маленьких шатра на световых основаниях-тамбурах. Такой прием редко использовался русскими зодчими. Одним из немногих аналогов можно назвать завершение
Троицкого собора в Верхотурье (1703-1709 годы), но на нем в центре венчающей композиции находится главка на барабане, а не шатер.
 |
«Успенский храм на Покровке». Фрагмент |
Андре Дюран тщательно и любовно передал белокаменный декор колокольни: наличники окон второго яруса в виде «петушиного гребня», широкий карниз нижнего восьмерика, нарядные бордюры первого и третьего ярусов. Но, тем не менее, рисунок не передает ощущения изящной легкости и устремленности ввысь, восхищавших прославленных архитекторов: Бартоломео Растрелли и Василия Баженова.
Успенская церковь находилась довольно близко к Московскому Кремлю, поэтому (и из-за своей значительной высоты) она уже в первой половине XVIII века была выбрана для «слушания» благовеста Ивана Великого. Согласно указу патриарха, в городских церквях не начинали благовеста прежде Успенского собора, чтобы в звоне колоколов не было разнобоя. Для лучшего соблюдения этого правила предписывалось «слушать звон» при некоторых центральных церквях, где могли слышать благовест из Кремля, и начинали звонить вместе с ним. Наряду со Сретенским монастырем и храмом святителя
Николая Явленного, что на Арбате, в списке «благовестных» церквей значилась и церковь Успения Божией Матери на Покровке. Священников, пропустивших соборный благовест, не только штрафовали, но и лишали сана. Эту, одну из любимейших москвичами церковь, снесли в 1936 году.