вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокола в культуре ->
-> русская «колокольная» история xiv-xvi веков на миниатюрах лицевого летописного свода

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Миниатюра «Литье пяти колоколов Борисом Римлянином в Москве»
Лицевой летописный свод
1570-е годы
     Лицевой летописный свод был создан в 1568-1576 годы по указу царя Иоанна IV Грозного, поэтому его еще называют «Свод Ивана Грозного» или «Царь-книга». Работа над ним происходила в Александровой слободе, бывшей в то время царской резиденцией. События, изложенные в десяти томах свода охватывают огромный период от сотворения мира (по обычаю того времени) до 1567 года. Нынешние названия томам давались по имени владельца или месту хранения. Первые три тома («Музейный» сборник, Лицевой хронограф и хронографический сборник) посвящены библейской истории, а также истории Греции, Римской империи и Византии. О Древней Руси повествуют тома: Голицинский (часть первая: листы с 1 по 381) и Лаптевский – с 1114 по 1252 год; Остермановские – с 1254 по 1378 год (первый том) и с 1378 по 1424 год (второй том); Шумиловский (часть первая: листы с 1 по 25) – 1425 год; Голицинский (часть вторая: листы с 382 по 1035) – с 1425 по 1472 год; Шумиловский (часть вторая: листы с 26 по 986) – с 1472 по 1533 год; Синодальный (первая часть) - с 1533 по 1542 год; Царственная книга – с 1533 по 1553 год; Синодальный (вторая часть) – с 1553 по 1567 год [1].

Миниатюра «Литье пяти колоколов Борисом Римлянином в Москве»
Лицевой летописный свод. 1570-е годы. Фрагмент

     Нас будут интересовать миниатюры тех томов (или их частей), которые повествуют о русской истории XIV-XVI веков, т.к. именно в это время начинает активно развиваться русское литейное дело. Следует отметить, что миниатюр, связанных с этим направлением культуры Древней Руси, относительно немного (принимая во внимание их общее огромное количество). Условно их можно разделить на четыре группы: литье и ремонт наиболее исторически значимых колоколов; изображение способов звона, бытовавших на Руси; строительство колоколен и звонниц; литейное дело, не связанное с церковным богослужением (литье и привоз пушек; изготовление часового механизма; «трофейные» колокола).

Литье колоколов в Москве и Твери
на миниатюрах Лицевого летописного свода

Миниатюра «Литье пяти колоколов Борисом Римлянином в Москве»
Лицевой летописный свод. Фрагмент
     Первое значительное событие, связанное с литьем колоколов, произошло в Москве в 1346 году. Летопись рассказывает о нем так: «того же лета (6854 год) на Москве князь великий Семен Иванович и з братьею своею Иваном Ивановичем и Андреем Ивановичем слиаша три колокола болших а два менших. А лил их мастер Борис Римлянин» (1-й Ост. том, лист 814). Пожалуй, это единственный в летописи случай, когда повествуется о литье колокольного подбора. С особой тщательностью художник показал сам процесс литья в нижней части миниатюры: колокола все вместе изображены стоящими в литейной яме, куда по двум желобам подается расплавленный металл из двух литейных печей. На верху мы видим уже готовые колокола развешанными на простейших (вероятно, временных) звонницах двумя группами – большие и малые.

Миниатюра «Литье колокола в Твери. 1403 год»
Лицевой летописный свод. 1570-е годы. Фрагмент

     Следующий эпизод, связанный с литьем колоколов, относится уже к 1403 году: «Того же лета слиян бысть колокол во Твери к соборней церкви Святого Преображения Господня великим князем Иваном Михайловичем Тверским и бысть глас его красен» (2-й Ост. том, лист 1301). Здесь миниатюрист тоже запечатлел процесс отливки колокола. Литейная яма, где находится глиняная форма, показана как бы в разрезе. По сторонам от ямы, как и на предыдущей миниатюре, мы видим две литейные печи, из которых по желобам подается металл в форму. В верхней части миниатюры готовый колокол уже укреплен на звоннице-стене рядом с храмом Спаса Преображения, и два звонаря раскачивают его. Очевидно колокол действительно был очень благозвучен, если и летописец, и художник сочли нужным отметить его звучание.

История больших благовестников Московского Кремля
на миниатюрах Лицевого летописного свода

Миниатюра «Литье колокола в Твери»
Лицевой летописный свод
1570-е годы
В «Царственном» и «Шумиловском» томах изложен целый ряд событий, связанных с литьем и ремонтом некоторых больших благовестников Московского Кремля. Первое из них - отливка в 1533 году немецким мастером Николаем Оберакером тысячепудовго колокола (Шумиловский том, лист 973 об.) [4]. На миниатюре процесс литья передан условно: просто изображена разожженная печь, и рядом с ней стоит уже готовый колокол. Из нескольких исторических документов мы знаем, что благовестник первоначально находился на деревянной звоннице, что была построена для него на Соборной площади Московского Кремля, позже его поместили «на плече» храма Рождества Христова возле колокольни Ивана Великого. В летописных источниках этот колокол называют «Реут». Именно его перелил в 1622 году знаменитый литейщик Андрей Чохов с добавлением веса до 1200 пудов (по другим оценкам 2000 пудов) [4,5]. В 1670-х годах «Реут» перевесили на Успенскую звонницу Московского Кремля.

Далее >>


1 стр.    2 стр.   3 стр.   4 стр.    5 стр.

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru