вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокола в культуре ->
-> исчезнувшие храмы старой москвы на акварелях федора яковлевича алексеева

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Все акварели можно рассмотреть подробнее: щелкните, чтобы увеличить

     Федор Яковлевич Алексеев – «академик живописи перспективной» - в 1800 году был командирован из Санкт-Петербурга «в Москву и другие места Российского государства». По именному указу императора Павла I он со своими учениками Илларионом Мошковым и Александром Кунавиным должен был выполнить с натуры ряд пейзажей с разнообразными видами Москвы [1]. Работа заняла около полутора лет – с конца сентября 1800 по март 1802 года [2]. Множество акварелей, исполненных художниками за это время, впоследствии составили два «Портфеля московских видов» [3]. Художественные достоинства и недостатки акварелей и полотен, написанных маслом, школы Федора Алексеева достаточно подробно разобраны и проанализированы в целом ряде исследований. Отмечалось как создание нового направления в живописи - «видового пейзажа», так и некоторая условность и «геометричность» изображенных сооружений [4-7].

«Вид в Кремле у Спасских ворот» (фрагмент)
Федор Алексеев, ученики. 1800-е годы, ГИМ

     В данном случае нас интересует другая сторона их творчества. Многие из «московских видов» сейчас представляют собой уникальное свидетельство об архитектуре исчезнувших храмов и колоколен старой Москвы. Свидетельство это тем более драгоценно, что на рисунках и полотнах Федора Алексеева и его учеников мы видим Москву такой, какой она была до 1812 года. Не секрет, что после пожаров наполеоновского нашествия, и до конца XIX столетия, некоторые церкви были разобраны «за ветхостью», другие подверглись значительным переделкам, совершенно исказившим их внешний вид. Значительная часть храмов и монастырей Кремля, Китай-города и Белого города, сохранившихся с глубокой древности, была уничтожена в роковые 1920-е – 1930-е годы. Зачастую, работы Ф.Я. Алексеева можно назвать если не единственным, то одним из немногих источников, которые могут помочь воспроизвести первоначальный облик ушедшей Москвы.

Вознесенский монастырь на акварели «Вид в Кремле у Спасских ворот»
     Ярким примером этому является выполненное маслом полотно Федора Алексеева «Вид в Кремле у Спасских ворот» (1800-е годы, ГИМ). С правой стороны показаны три башни Московского Кремля: Спасская, Царская и Набатная, на заднем плане размещены строения древнего Вознесенского монастыря. На полотне почти не виден его главный собор, основанный в конце XIV века великой княгиней Евдокией Дмитриевной – вдовой великого князя московского Дмитрия Донского. В Вознесенском соборе она приняла постриг незадолго до кончины, здесь же и похоронена. До начала XVIII века собор служил усыпальницей великих княгинь и цариц. Более подробно изображены другие монастырские храмы, и среди них – церковь святого Михаила Малеина с колокольней. Храм в 1634 году возвели зодчие Семен Белый и Бажен Огурцов. Восьмигранная колокольня над западным входом в его трапезную часть была построена позже – в 1694 году [9]. Первоначально она имела иное (возможно, шатровое) завершение, которое перестроили после пожара 1737 года [10]. На картине Федора Алексеева весьма достоверно переданы и особенности архитектуры, и декоративная обработка столпа, и необычный вид его завершения – это граненый световой барабан с небольшими кокошниками, и как бы еще один барабан меньшего размера с маленькой главкой.

Храм святого Михаила Малеина и
колокольня Вознесенского монастыря
на рисунке 1894 года
     Кроме картины Федора Алексеева, мы имеем еще несколько видов колокольни – два рисунка 1894 года [10] и фотографии конца XIX века: И.Ф. Барщевского с видом Набатной башни (1890-е годы) и Н.А. Найденова «Вид на Красную площадь от Торговых рядов» (1880-е годы). Во всех случаях хорошо заметны небольшие размеры колоколов из подбора Вознесенского монастыря.

     Сведений о нем сохранилось довольно много, но все они содержат некоторые неточности. Наиболее полным представляется свод данных, собранных в работе А.А. Мартынова [11]. Согласно этим данным, в конце XIX века на колокольне было только два старинных колокола. Это колокол 1555 года с любопытной надписью: «Повелением государя благовернаго царя великаго князя Иоанна Васильевича всея России, лета 7063 (1555) году 7-е Июля, слит сей колокол к Вознесению Христову, мастер Нестер Иванов сын Псковитинов» [11] и 1688 года, мастера Михаила Ладыгина [10]. До 1871 года в подбор входили еще четыре колокола XVIII века: два из них отлили в 1720 году (у А.А. Мартынова один из них датирован 1729 годом [11]); другие два - в 1728 и 1744 годах. Последний колокол весьма примечателен: его изготовил замечательный московский мастер Константин Михайлович Слизов в год приезда в Россию будущей императрицы Екатерины II.

Храм святого Михаила Малеина и
колокольня Вознесенского монастыря
Фото И.Ф. Барщевского. 1890-е годы
     В книге Н.И. Оловянишникова приведена довольно странная дата отливки - 1766 год. Ее ошибочность очевидна уже при внимательном чтении текста надписи и его сопоставлении с историческими событиями: «… вылит сей колокол в Московский Девичь монастырь при державе всепресветлейшей и великой государыни императрицы Елисаветы Петровны самодержицы всероссийской и при наследнике ея, внуке Петра Перваго, благоверном государе великом князе Петре Феодоровиче и сообрученной невесте его благоверной государыне великой княжне Екатерине Алексеевне, приложил по обещанию Московской купец 1-й гильдии Артемий Иванов сын серебреник, весом 102 пуда 22 ф., лил мастер Константин Михайлов» [12]. Ошибочные данные были взяты, вероятно, из путеводителя 1792 года [13]. В 1871 году все четыре колокола XVIII века перелили на московском заводе Николая Дмитриевича Финляндского, и подбор стал насчитывать уже девять колоколов. Самый большой из них весил 377 пудов, а самый маленький – 27 фунтов [10]. И древние, и новые колокола погибли в 1929 году, во время уничтожения монастыря.

Далее >>


1 стр.    2 стр.   3 стр.   4 стр.    Примечания

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru