вы находитесь здесь:
главная страница -> что такое церковный колокол -> колокола в культуре -> -> церковные колокола выходят на сцену | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
| ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() |
Исчезновение колоколов после начала реконструкции Большого Театра вызывало нашу озабоченность: тем более, что постоянно возникали разговоры о какой-то реставрации исторических колоколов. Мы не располагали никакой достоверной информацией на сей счет, даже в пору сотрудничества с Большим Театром над постановкой Сокуровского "Бориса Годунова". В двух репортажах колокола якобы изготовлены из хрупкого чугуна, в одном репортаже - из меди. Состояние колоколов до реставрации определено как плачевное. Такое состояние вызвано наличием цементных пятен, известковой пыли и ржавчины на поверхности колоколов. В одном из интервью дается оценка, что в таком состоянии на колоколах играть было невозможно. Была проведено очищение колоколов спец.растворами, сколы исправлены или законсервированы, затем колокола покрыли специальными растворами (в других репортажах - патиной) от пяти до пятнадцати слоев. Все колокола после реставрации были снабжены паспортами, их звучание принимала некая специальная комиссия. Во всех этих репортажах возможен некоторый процент ошибки: ведь для создания таких репортажей нужно быть подготовленным. Но даже учитывая некоторый разброс в данных у журналистов, сведения, прозвучавшие из уст высокопоставленных компетентных руководителей, вызывают некоторые вопросы… ![]() Материалы, из которых изготовлены колокола - это вовсе не "чугун" и не "медь", так что журналисты получили неверную информацию. Чугунные колокола изредка применялись в пожарных частях, на вокзалах и в инославных церквях. Медь вовсе не может быть колокольным материалом, поскольку она пластична и не поддерживает звуковые колебания. Настоящий материал колоколов - это колокольная бронза. Так было со времен начала колокольного производства в христианской церкви и так остается по сей день. Колокольная бронза ни разу не упомянута в репортажах, ни в один колокол не произведено ни одного удара, не показан ни один "отреставрированный" язык: колокола безмолвно отправились за театральную стену на площадке-раме, подцепленной подъемным краном. Может быть, это не настоящие колокола, а какие-то копии?.. Михаил Сидоров упомянул, что опасные сколы были кропотливо заделаны вручную, а не опасные были законсервированы. Технологиями заделки сколов и заваривания трещин владеют весьма немногие западно-европейские фирмы, посвятившие не одно столетие этому вопросу. В данном случае мы не видим ни представителей такий компаний, ни явных иллюстраций этой реставрационной деятельности. Не известен таинственный специальный состав, который полностью уничтожил историческую патину (естественный защитный слой бронзы). Также неизвестен химический состав, которым были покрыты колокола "в несколько слоев" (от пяти до пятнадцати) с подогревом. В ряде репортажей звучит слово "патина", но судя по внешнему виду колоколов, никакой патины на них нет. Такая фактура и рыжий цвет внешней поверхности колоколов напоминает последствия обычной производственной пескоструйки, доступной в любом автосервисе. В то же время в России существует опыт научной реставрации исторических колоколов. Самый яркий пример - это Царь-Колокол в Московском Кремле. Историческая патина на Царь-Колоколе не удалена (колокол серебристого цвета), рельефы на Царь-Колоколе не расчеканены реставраторами. ![]() С тех пор подборы колоколов в театрах стали распространенным явлением. Количество театров с колоколами значительно увеличилось в годы советской власти благодаря борьбе с религией и по мере закрытия храмов. Примечательно, что на закате советского строя администрации театров стали добровольно передавать свои колокола в действующие храмы и монастыри. Например, в 1988 году Олег Ефремов передал колокола из старого здания МХАТ в Троице-Сергиеву Лавру. Этому примеру последовала и Татьяна Васильевна Доронина, передав из новой сцены МХАТ колокола в храм Большое Вознесение, Иоанна Воина на Якиманке и в Оптину Пустынь. Руководство театра им. Станиславского и Немировича-Данченко передало все свои колокола в московский храм Спаса на Песках. Руководство Кремлевского Дворца Съездов обеспечило колоколами Казанский собор на Красной Площади. Передача колоколов из театров продолжается и в наши дни, и вскоре случится так, что церковный звон Большого Театра действительно станет уникальным… Известно, что одним из первых колоколов Москвы, откликавшимся на звон Ивана Великого в пасхальную ночь, был большой благовестник храма Воскресения Христова в Кадашах - тот самый колокол, торжественно возвращенный ныне… в ГАБТ. Церковные колокола - это освященная принадлежность русского православного храма. Звон колоколов должен распространяться на большие расстояния, созывая верующих в храм, возвещая дни церковных и даже некоторых важнейших государственных праздников. Звон колоколов не приспособлен для звучания в закрытых помещениях, и даже театральная акустика не позволяет колокольному звону раскрыться в своей истинной силе и благозвучии. Прежний звонарь Большого Театра, Валерий Алексеевич Диш, много раз рассказывал нам о том, что дирижеры и хормейстеры требовали от него звонить как можно тише, чтобы не сбивать с тональности оркестр и хор. В то же время, имеется пример благого сотрудничества, когда на новой сцене Большого Театра с блеском была осуществлена постановка оперы Мусоргского "Борис Годунов" под руководством дирижера А.А.Ведерникова и режиссера А.Сокурова. Для сопровождения звоном спектакля были привлечены церковные звонари. В театральном зале звучали колокола-современники событий оперы: колокола XVI - XVII веков, подлинные благовестники Московского Кремля. ![]() Возвращение колоколов из Большого Театра не потребует столь масштабных материальных усилий - нужна лишь добрая воля руководства и понимание необходимости связи времен.
КОНОВАЛОВ Игорь Васильевич
Совместное заявление прихода храма Воскресения Христова в Кадашах и Общества церковных звонарей 7 сентября 2010 года представителями генерального подрядчика реконструкции Большого Театра ЗАО «СУИ проект» и ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» для СМИ были продемонстрированы старинные церковные колокола. По информации ряда телевизионных каналов, среди них находятся колокола, исторически принадлежавшие храму Воскресения Христова в Кадашах. Кадашевские колокола были изъяты властями и переданы в Большой Театр в 1930-е годы, в разгар богоборчества, нанесшему, как известно, колоссальный урон культурному наследию. В 2004 году храм Воскресения Христова в Кадашах был возвращен к богослужебной жизни. С тех пор община храма прилагает значительные усилия к восстановлению этой московской святыни. Однако колокольня храма до сих пор пуста. Мы с радостью узнали о том, что сохранены два самых главных колокола кадашевского храма – праздничный и полиелейный благовестники. Праздничный колокол – выдающийся памятник московского колокольного литья: отлитый выдающимся мастером Константином Слизовым в 1787 году, он является самым большим из сохранившихся произведений этого литейщика. В сочетании с полиелейным благовестником, главный колокол составляет основу самобытной гармонии кадашевского звона. В настоящее время мы знаем множество благих примеров возвращения церковных колоколов из театров в храмы: МХАТ (старая и новая сцена), Государственный Кремлевский Дворец, музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Памятно и возвращение колоколов из Гарвардского университета США в Данилов монастырь. Мы обращаемся к дирекции Государственного Академического Большого Театра и к руководству страны с призывом восстановить историческую справедливость: вернуть колокола на законное место, в храм Воскресения Христова в Кадашах. Это стало бы делом чести для Российских властей и подлинно культурной акцией, реально направленной на возрождение культурно-исторической преемственности нашего общества. Возрожденный кадашевский звон достойно отвечал бы восстановленным звонам Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, наполняя колокольным благозвучием центр нашей древней столицы. Мы надеемся также на возвращение других церковных колоколов из Большого театра их законным владельцам. 15 сентября 2010 года |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | ||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |