вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокола в культуре ->
-> звонницы и колокольни в иконописи и настенной живописи россии

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



  В конце XIV века в различных сюжетах русской иконописи среди деталей архитектурных фоновых изображений появляются образы более или менее схожие с реально существующими храмами и другими постройками. Исполненные в традиционной иконописной манере, эти изображения достаточно условны и лишь намекают на современные им сооружения и храмы. Так, например, в образе Николы Угрешского 1380 года в нескольких клеймах представлен довольно хорошо узнаваемый небольшой храм с четырехскатной кровлей и шлемовидным куполом. В иконе того же времени "Борис и Глеб" изображаются не только храмы, но и княжеский шатер с присущими ему подробностями.

  Изображения современных храмов, палат и различных сооружений встречаются в творчестве Дионисия. В росписях 1502 года собора Ферапонтова монастыря изограф разделяет архитектурные фоны сюжетов на евангельские, в которых в качестве второго плана используется условная архитектура, и сюжеты вселенских соборов, заседания которых проходят на фоне узнаваемой храмовой архитектуры. Среди архитектуры во фресках монастыря присутствует некая конструкция, состоящая из трех колонн с резными капителями. Колонны поставлены в ряд и являются основанием для кровли или навеса, устроенного наподобие двух щипцовых завершений. Если в росписях Ферапонтова монастыря эта конструкция играет самостоятельную роль, то на иконе "митрополит Алексий с житием" в одном из нижних клейм точно такая же конструкция является приспособлением для подвески колоколов или, попросту, звонницей.

    Тема колоколов и колоколен, заявленная в начале XVI века, находит продолжение и развивается в течение всего последующего столетия, и здесь особое место принадлежит росписям Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Росписи Спасского собора созданы в 60-е годы XVI века и были выполнены в творческом содружестве московскими и ярославскими изографами. Тема колоколов и сооружений для них представлена довольно полно. Колокола сопровождают заседания вселенских соборов в нижнем ярусе росписей. Звонница (очевидно, того же Спасского монастыря) является частью фона композиции "Покров Богородицы". Колокола и звонница выглядывают из-под поздней записи на сводах собора. Ярославский Спасо-Преображенский собор являет удивительное и редкое сочетание изображений колоколов, как во фресковой живописи, так и в иконописи. На знаменитой иконе "Благоверные князья Федор, Давид и Константин с житием" в двух житийных клеймах: "обретение мощей благоверных князей" и "исцеление больного чревным недугом" присутствует звонница с колоколами.
    Изображение колоколов и звонниц в Ярославской церковной живописи XVI века явно указывает на наличие определенного количества колоколов и звонов в жизни ярославцев того времени. Это удивительное явление в художестве древних ярославских и московских мастеров подтверждается возведением в эти времена нескольких, сменявших одна другую, звонниц обители, из которых большая звонница конца XVI века дошла до нашего времени в перестройке первой четверти XIX века. От середины XVI века до нашего времени дошел колокол, отлитый псковскими мастерами по заказу князя Андрея Михайловича Курбского. Колокол сохранился без повреждений, и сейчас мы можем слышать его звук, таким же, каким его слышали мастера изографы, зодчие и все жители Ярославской земли XVI века. Этот колокол не единственный. В собрании Угличского музея есть еще один колокол (не ссыльный) того же времени с характерным травным орнаментом и принадлежащий школе новгородских мастеров.

  Изображения XVI века звонниц с колоколами доносят до нас любопытные подробности архитектуры того времени. Мастера-изографы различали деревянные и каменные звонницы. Среди звонничных деревянных приспособлений интересна одна, утвержденная на едином столбе, на коем закреплена конструкция в виде двойной деревянной рамы. В правом и левом окне звонницы подвешено по одному колоколу. Вся конструкция завершается пятью шатрами. К сожалению, состояние фрески не дает понятия о способе звона. Не видно, раскачивались ли колокола, или к языкам были привязаны веревки. В данном случае мы имеем дело с разновидностью столбчатой звонницы с одним столбом посередине. Несколько подобных звонниц можно видеть на некоторых иконах более позднего времени. Встречаются подобные конструкции в живописи А.М. Васнецова, но схожих конструкций среди сохранившихся исторических деревянных колоколен нет.

  Достаточно интересны и другие сооружения, изображенные на стенах собора. Например, каменная двухпролетная одноярусная звонница, стоящая на собственном основании. На перекладине, проходящей между столпов звонницы, утвержден металлический брус, на котором подвешены два колокола, примерно одинакового размера. Веревки, привязанные к языкам обоих колоколов, свидетельствуют о язычном способе звона. Очевидно, что основанием звонницы являлась некая площадка, на которую для исполнения благовеста, трезвона и перезвона поднимался звонарь. Звонница имеет фантастическое завершение в виде кокошника в окружении причудливых чешуйчатых листьев.

    Достаточно интересна еще одна звонничка, представляющая собой четырехстолпную конструкцию, утвержденную на собственном квадратном основании. Столбы соединены сводами, над которыми возвышается высокий карниз, увенчанный тремя шатрами. Такие колокольницы, правда, более позднего времени, сохранились и действуют в ансамбле ростовского архиерейского дома и являются колокольнями надвратных церквей Иоанна Богослова и Христова Воскресения. Из этих изображений становится очевидно, что самым распространенным типом колоколен для ярославских земель XVI века были деревянные столбчатые и каменные звонницы-стены, которые и поныне можно видеть в псковских, новгородских и московских землях.

Следующим этапом - временем расцвета духовной культуры Ярославля - стал XVII век. Именно в Ярославле, бывшем в то время столицей Древней Руси и не разоренном в Смутное время, возводятся наиболее ранние приходские и посадские каменные церкви. Строятся многочисленные шатровые одноярусные и многоярусные столпообразные колокольни. Это находит отражение во фресковой и иконописной живописи. Среди сюжетов фресковых росписей ярославских церквей XVII века изображения колоколен, звонниц и колоколов достаточно многочисленны. В композициях церкви Илии Пророка их насчитывается более десятка. В одной из композиций храма (о чуде в Нижнем Новгороде) изображен каменный многоглавый храм со стоящей рядом каменной шатровой колокольней. На колокольне видны три колокола, утвержденные на мощной деревянной балке, и просматриваются еще два колокола поменьше, висящие над ними.

     Ярусная подвеска колоколов в шатровых одноярусных колокольнях встречалась очень редко; один из уникальных примеров подобной композиции был в Ярославле. Это колокольня церкви Святых Апостолов Петра и Павла на волжском берегу. Уникальность композиции заключалась в двухъярусном шатре колокольни, когда на шатер основного яруса звона колокольни был поставлен восьмерик, прорезанный арками для колоколов, также увенчанный шатром. Возможно, что во фреске мы имеем пример изображения именно этой шатровой колокольни.

    В том же храме Илии Пророка, в росписи придела преподобного Варлаама Хутынского, изображена звонница-стена, наподобие звонницы, стоящей над западным фасадом церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьяково. Рядом, в росписи того же придела, помещено изображение мощной звонницы-стены с большими благовестниками, висящими в два яруса. На иконе середины XVI века в двух клеймах жития Варлаама Хутынского изображена более скромная деревянная звонница на трех столпах с "щипцовым" перекрытием. В настоящее время в архитектуре Хутынского монастыря ничего подобного нет, поэтому, возможно, мы имеем дело с недошедшими до нас древними памятниками, что подтверждается наличием поздней надвратной колокольни монастыря. Но сохранился, пока молчащий, свидетель древних звонниц Хутыни. Это двухсотпудовый колокол, отлитый для обители во времена правления царя Бориса Годунова.

  Среди фресок церкви Илии Пророка присутствует изображение одноярусной деревянной колокольни, покрытой шатром с полицей, завершенным луковичной главкой на барабане. Колокола ярко желтого цвета, оконтуренные и прорисованные красной охрой, подвешены в два яруса. Возможно, что именно так изограф изображает два ближних и два дальних колокола, которые он видит снизу. Здесь же изображена одноярусная восьмигранная каменная колокольня с круглыми люкарнами и сводчатыми окошками-слухами в шатре. На ярусе звона хорошо видны два больших колокола, края которых касаются столбов колокольни. К языкам колоколов привязаны белые веревки, спускающиеся вниз. Не совсем традиционную для Ярославля вогнутую форму имеет шатер колокольни, скорее напоминающий суздальские вогнутые шатры или, по-суздальски, "дудки".

    Своеобразным апофеозом изображения колоколов и колоколен в иконописи является икона "Василий Блаженный" из собрания Покровского собора на рву или храма Василия Блаженного. Фоном для ростовой фигуры святого служит изображение комплекса кремлевских колоколен Ивана Великого, Успенской звонницы и пристроек. Икона была создана до знаменитого пожара Москвы 1701 года, когда погиб Царь-колокол Александра Григорьева. На иконе изображены пять великих Московских благовестников. Среди них: Большой Успенский колокол, Реут, Воскресный и Семисотный. Изограф изобразил весь комплекс архитектуры, со всевозможными подробностями и даже с рельефами на колоколах. При взгляде на икону создается впечатление, что образ создавался в непосредственной близости или с видом на кремлевские колокольни. Иван Великий выкрашен в красный цвет, надпись о надстройке колокольни при Годунове отсутствует. Это подтверждается и историческими данными, так как годуновская надпись, закрытая при Лжедмитрии I, была открыта во время реставрации колокольни после московского пожара 1701 года.


автор материала - Игорь Коновалов

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru