вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокольный декор ->
-> изображения сил небесных на колоколах русских литейщиков xvii-xix веков

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



     В православной церкви под понятием «Силы Небесные» обычно подразумеваются бесплотные ангельские сущности, предстоящие Богу и служащие Ему. Приписываемый Дионисию Ареопагиту трактат «О небесной иерархии» содержит описание трех ангельских иерархий, каждая из которых делится на три чина. Высшая иерархия - серафимы, херувимы и престолы. Средняя – господства, силы и власти. Низшая – начала, архангелы и ангелы.
Фреска собора Святой Софии Константинопольской
(532-536 годы). Фрагмент
Фреска собора в Чефалу (1150 год). Фрагмент
     В церковном искусстве (в том числе и литейном деле) нам встречаются фигуры трех чинов Сил Небесных. Серафимы (евр. – пламенеющие) - «предстоящие Богу без посредства прочих» и наделенные стремительностью и силой очищения. Херувимы (евр. – излияния мудрости), способные принимать высшую мудрость и сообщать ее другим. Упоминания о них встречаются уже в Ветхом Завете. В Книге Бытия (3:24) херувим, вооружённый «пламенным мечом», охраняет вход в Эдемский Сад, в композициях «Страшный Суд» херувимы помещены у врат рая, как на фреске собора Рождества Пресвятой Богородицы в Снетогорском монастыре близ Пскова (1311-1313 годы) – «Шествие праведных в рай». Частый эпитет Бога в Ветхом Завете - «Сидящий на херувимах» (1-я Цар.4:4, 2-я Цар.6:2, Ис.37:16 и в других местах). Царь Давид пишет о Господе: «воссел на херувимов и полетел» (Пс.17:11). В храме царя Соломона, ковчег завета, был украшен литыми из золота херувимами, расположенными лицом друг ко другу, с распростёртыми, как бы прикрывающими Ковчег, крыльями (Исх.25:18-20, 37:7–9).

Фрагмент фрески в храме Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378 год)

     В иконографии разница между серафимами и херувимами несущественна: согласно канонам иконописи серафим имеет шесть крыльев, а херувим – четыре. Однако разница эта соблюдалась достаточно редко (редкий случай - фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода 1352 года). Чаще мастера ограничивались только соответствующи надписями. В литейном деле тоже встречались все эти варианты. Пречем надписи "серафим" и "херувим" могли сопрождать как шестикрылое, так четырехкрылое ангельское существо. Четкой градации здесь не было. Кроме этого, на колоколах часто можно видеть литые фигуры ангелов (греч. – вестники) изображенных иногда согласно канонам, а чаще дополненных разными атрибутами вроде фруктовой грозди, рога изобилия, короны и т.п.

Фрагмент иконы второй половины XVII века

     Первые известные нам изображения серафимов и херувимов относятся к довольно раннему периоду. Например, они встречаются в росписях Святой Софии Константинопольской (532-536 годы). Далее, можно назвать фрески и мозаики таких известных храмов как церковь Неа Мони (1042-1056 годы), соборы в Чефалу (1150 год) и в Монреале (1180-1190 годы). В рамках данной статьи невозможно упомянуть о каждом подобном примере, и мы называем лишь наиболее характерные из них. В русском искусстве впервые резные серафимы и херувимы появляются на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-1234 годы). В XIV веке, кроме уже указанных фресок Снетогорского монастыря (1313 год) и Успенского храма на Волотовом поле (1353 год), нельзя не вспомнить росписи работы Феофана Грека в храме Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378 год).

Фрагменты миниатюр Лицевого летописного свода. 1570-е годы

    На русских иконах и миниатюрах Силы Небесные появляются в XIV-XVI веках (новгородская икона «Отечество» - начало XV века, ГТГ; икона из собрания рязанского музея «Успение» - начало XVI века); рисунки Лицевого летописного свода 1570-х годов. Впоследствии этот сюжет был очень любим иконописцами. Примерами тому служат нарядные иконы и вышивки мастеров Оружейной палаты XVII века и достаточно поздние мозаики храма во имя Воскресения Господня (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге (1907 год).

Изразцы храма Воскресения Господня в Новом Иерусалиме (1660-е годы)
  В декоративно-прикладном искусстве частое использование этого сюжета начинается в конце XIV – XV веке. Он украшает множество предметов церковного обихода: ковчег-мощевик суздальского архиепископа Дионисия, 1383 год (Оружейная палата Московского Кремля); крест-мощевик суздальско-нижегородского князя Ивана Даниловича, 1414 год (там же); Евангелие Федора Андреевича Кошки, 1382 год (РГБ); Евангелие из Николо-Песношского монастыря, конец XV века (музей ТСЛ).

     Особенно большое количество подобных изображений, выполненных в самых различных техниках, относится к XVI и, особенно, к XVII векам. Мы видим их вышитыми на пеленах и церковных облачениях (пелена «Успение» – первая четверть XVI века, Рязанский музей; покровец «Богоматерь Знамение» - вторая половина XVII века, там же; палица "София Премудрость Божия" - первая четверть XVII века, мастерские московского Кремля, митра 1674 года – музей ТСЛ); вырезанными в дереве (надпрестольная сень храма Илии Пророка в Ярославле – 1650-е годы) и перламутре (панагия XVI века – Музеи московского Кремля); выполненными в технике изразца (изразцы храма Воскресения Господня в Новом Иерусалиме – 1658 - 1666 годы) и, конечно, отлитыми на колоколах. К сожалению, первые примеры отливки изображений Сил Небесных на колоколах не дошли до нашего времени.

Палица "София Премудрость Божия" (Царицына палата, первая треть XVII века) и покровец "Богоматерь Знамение" (вторая половина XVII века)

    Пожалуй, самый ранний из известных нам случаев появления серафимов и херувимов на колоколах – 8000-пудовый Царь-колокол, перелитый в 1655 году Александром Григорьевым из разбитого колокола Емельяна Данилова (1654 год). На чертежах, выполненных с этого благовестника (они хранятся в Артиллерийском историческом музее Санкт-Петербурга) хорошо виден фриз из шестикрылых фигур в верхней части колокола. Фриз разорван медальонами с изображениями икон. Между фигурами помещены надписи «херувимы» и «серафимы». Верхние и нижние крылья у них скрещены, а средние подняты вверх. Вероятно, эта деталь указанием на ликование серафимов, предстоящих у престола Господня и плещущих крыльями. Основой для подобного толкования фигур серафимов мог послужить текст из книги пророка Исаи: "...Вокруг Его стояли серафимы...и взывали они друг ко другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!" (Ис.: VI, 1-3).
 
на вторую страницу >>



1 стр.    2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.    6 стр.    7 стр.    Библиография   

Фотогалерея:
    Изображения Сил Небесных на колоколах
    русских литейщиков XVII-XIX веков

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru