вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокольный декор ->
-> сходные мотивы орнамента в декоре колоколов и пушек xvii века

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



     Многие исследователи русского литейного дела отмечали тот факт, что литейщики, работавшие на Пушечном дворе в Москве, обладали навыками, позволявшими им с равным мастерством отливать церковные колокола и артиллерийские орудия. Такие мастера как Кашпир Ганусов, Андрей Чохов, Семен Дубинин, Иоганн Фальк, Иван Моторин и многие другие в большинстве источников имеют определение «московский пушечный и колокольный литец». Их изделия – колокола и пушки, как правило, были нарядно украшены, и мотивы колокольного и пушечного орнамента зачастую перекликаются между собой. Попробуем проследить сходные орнаментальные мотивы в творениях некоторых малоизвестных и знаменитых московских литейщиков XVII столетия.

     Литейщик Григорий Наумов работал на Московском Пушечном дворе в 1608-1630 годах. Первое упоминание о нем мы находим в «Описи Смоленску…» за 1667-1671 годы: «пищаль медная Русского литья, в станку на колесах, ядром две гривенки, длина четыре аршина без полутрети вершка. На ней подпись Русским письмом: лета семь тысяч сто шестогонадесять (1608), делал Григорий Наумов… Уши с личинами. Весу 27 пуд к ней 100 ядер» [1]. Следующая известная его работа связана с литьем колоколов. В расходной книге Царской казны есть упоминание о том, что в 1616 году «пушечные и колокольные литцы Кондрат Михайлов и Григорий Наумов вылили в Новоспасский монастырь колокола, за кои пожалованы были от царя сукнами…» [2]. В 1622 году, мастера снова, видимо, выполняли какой-то государственный заказ. В Столбцах Оружейной палаты есть указание царя об их награждении: «лета 7131 (1623) генваря в 26 день …государь… Михаил Феодорович всеа Русии пожаловал пушечных и колокольных литцов Кондратья Михайлова, Григория Наумова да Олексея Якимова, велел им свое государево годовое жалование на нынешний 131-й год дати с Казенного двора, сукна против прежних годов добрые…» (Архив Оружейной палаты, столбец за 7131 год № 117) Кремле [3]. Пищаль работы мастера, отлитая в 1630 году, хранится в Московском Кремле [4].

Орнамент на пищали Григория Наумова. 1628 год

     В собрании Артиллерийского исторического музея Санкт-Петербурга хранится пищаль работы Григория Наумова, отлитая в 1628 году. На ее казенной части помещена надпись в фигурном картуше. Текст надписи следующий: «Божиею милостию повелением Государя царя и Великого князя Михаила Феодоровича Всея Русии лета ЗРЛS (7136, т.е. 1628) года мастер Григорей Наумов». Оформление всей поверхности пищали напоминает орнамент драгоценных тканей. На поверхности ствола и казенной части, обработанных специальным чеканом для создания эффекта «рытого» бархата, нанесен гравированный рисунок в виде вьющихся стеблей с листьями, бутонами и цветами.

Орнамент на колоколе "Широкий". 1679 год (вверху)
и "Полиелейный". 1682 год (внизу)

     Среди колокольного орнамента к такому приему прибегали редко. Однако можно найти несколько примеров, когда мастера включали в декор колокола сходный мотив вьющегося стебля. Один из примеров – орнамент колокола «Широкий» (1679 год) на втором ярусе колокольни Иван Великий московского Кремля. Неширокая полоса орнамента проходят под текстом надписи. Сам литой рисунок из цветов и бутонов на изогнутых побегах с листьями выполнен в столь низком рельефе, что напоминаем технику басмы, или уже упомянутой обработки бархата. Кстати, и сам фриз по форме напоминает кайму ткани. Еще один пример – декор колокола «Полиелейный» (1682 год) на звоннице Успенского собора в Ростове Великом. Орнамент другого рисунка, но похожий по мотиву, тоже выполнен Филиппом Андреевым так, что вызывает ассоциации с техникой скани или все с теми же драгоценными тканями.

Колокол 1651 года
Мастер - Никифор Баранов
     Еще один пример использования похожего рисунка в колокольном литье – один из колоколов Новодевичьего монастыря работы Никифора Баранова. Сначала немного о самом мастере. Он входит в число «колокольных и пушечных литцов», работавших на московском Пушечном дворе, однако сведений о нем сохранилось немного. В 1641 году он был уже опытным мастером и имел своих учеников. Так, в челобитной на государево имя «пушечных ученики мастеров Давыда Кондратьева и Никифора Баранова» просят дать «пищальное дело на опыт», указывая, что литейным делом «они занимаются по десять лет и более…» [5]. Немного погодя его же ученики доказывали свою подготовленность к самостоятельной деятельности, писали, что они уже «научены печному делу с заводу», т.е. могут даже сложить печь для плавки металла [6]. Об универсальности навыков Никифора Баранова говорят и такие примеры. В 1640-1641 годах среди четырех ведущих русских мастеров Пушечного двора названо и его имя наряду с Алексеем Якимовым, Давыдом Кондратьевым и Михаилом Ивановым. Пятым мастером назван Иоганн Фальк. Государево задание между ними распределялось поровну [7].

Изображение Голгофского креста на колоколах:
"Новый Успенский" 1679 года, мастер - Федор Моторин (слева)
и 1690 года, мастер - Михаил Лодыгин (справа)

     С точки зрения орнаментальных мотивов очень важно упоминание о его работе около 1650 года в «Описи Смоленску…»: «Пищаль медная, в станку на колесах, ядром 2 гривенки, длина 2 аршина безо шести вершков. На ней вылит крест в травах, около креста копие да трость; на ней же подпись: «мастер Микифор Боранов»; выше ушей и у дула травы. Весу в ней 8 пуд 30 гривенок, к ней 97 ядер» [1]. Нам интересно краткое упоминание о двух орнаментальных мотивах. Это Голгофский крест с орудиями страстей и «травы», украшавшие пищаль Никифора Баранова. Изображения Голгофского креста лишь немного позже будет часто встречаться на колоколах известных мастеров XVII века. Как примеры можно упомянуть колокол работы Иоганна Фалька (1649 год) на колокольне церкви Святой Троицы в Никитниках, «Новый Успенский» колокол (1679) год работы Федора Моторина, колокол 1688 года работы Филиппа Андреева на третьем ярусе колокольни Иван Великий в московском Кремле и колокол Михаила Ладыгина 1690 года, отлитый для храма Параскевы Пятницы в Охотном ряду и некоторые другие.

Далее >>


1 стр.    2 стр.   3 стр.    Примечания

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru