вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокольный декор ->
-> изображение трилистника на колоколах

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



Трилистник на колоколе "Родионовский". 1647 год

     В конце XVI века в орнаментах на русских колоколах получил большое распространение декоративный фриз в виде трилистника.

     С древних времен трилистник символизировал Святую Троицу, и его изображение имело символическое значение. Сам же трилистник очень схож с листьями клевера. И, согласно преданию, проповедуя христианство, Патрик Ирландский рассказывал о святой Троице на примере именно листьев клевера. Возможно, поэтому трилистники так полюбились колокольным мастерам. Практически все литейщики использовали этот узор при украшении своих колоколов.

Трилистник на колоколе
1589 года в Новгороде
  Скорее всего, орнамент в виде трилистника имеет немецкие корни. Возможно, что образец такого декора русские литейщики могли взять у Николаса Оберакера, немецкого мастера, который служил на московском Пушечном дворе в 1530-е годы. В нескольких немецких городах сохранились колокола работы этого литейщика, и в описании их декора упоминается трилистник [1]. Иноземным мастерам, состоящим на службе у Московского Государя, не удавалось сохранить в секрете все таинства литья, которыми они владели, так как им приходилось работать в одном литейном амбаре с русскими мастерами. Опытным литейщикам достаточно было одного взгляда, чтобы скопировать тот или иной колокольный декор. Так в орнаментах на русских колоколах появился узор в виде трилистника. И, надо заметить, у каждого мастера он выглядел по-разному.

     Один из первых русских колоколов, украшенный трилистниками, был пожалован в 1589 году Царем Борисом Годуновым для новгородского Духова монастыря. Колокол этот сохранился до наших дней и находится на постаменте возле звонницы Софийского собора в Новгороде. К сожалению, имя мастера, отлившего этот колокол, не известно. Трилистники на колоколе больше напоминают распустившийся цветок. Листики составлены из небольших плоских завитков. Очень схожий орнамент можно увидеть на известном эрфуртском колоколе "Глориоза", отлитом в 1497 году [2].

Крины на колоколе "Реут". 1622 год. Мастер Андрей Чохов

     На некоторых колоколах трилистник представлял собой скрещенные дуги с завершением в виде трех капель. Такой орнамент получил название "крин". На Руси, пожалуй, лишь один мастер украшал свои колокола кринами - это прославленный русский литейщик Андрей Чохов. Колоколов работы этого мастера сохранилось не много, и почти все они декорированы кринами. Что же касается других литейщиков конца XVI - XVII века, то в орнаментах их колоколов крины не встречаются. Скорее всего, подобный декор также является наследием иностранных мастеров. В Эрфурте сохранился колокол "Винсентина", отлитый в 1474 году, часть его орнамента составляет крин [3].

Трилистники на колоколе 1649 года
Мастер Иоганн Фальк
  В 1627 году, вместо Андрея Чохова, на должность ведущего мастера московского Пушечного двора был приглашен опытный литец из Нюрнберга - Иоганн Фальк. К сожалению, он редко ставил свое имя на колоколах, поэтому доподлинно известно пока лишь о четырех сохранившихся колоколах работы Фалька в России, и все они украшены трилистниками. Трилистники на колоколах Фалька выглядят уже совсем иначе и даже отдаленно не походят на крин. Ажурный узор как легкое кружево окаймляет главы колоколов. Листочки трилистников цельные, и при ближайшем рассмотрении заметно, что центральный листок совсем иного рисунка, чем боковые. Кончики листьев имеют легкий изгиб, благодаря чему трилистник выглядит объемно.

     XVII век - особая эпоха в колокольном производстве Руси. В орнаментах на колоколах наблюдается появление более сложного и тщательнее проработанного рисунка. Заимствованные у иностранных мастеров орнаменты не просто копировались. Каждый литейщик, дополняя узор какой-либо деталью, старался сделать орнамент отличительной чертой своей мастерской. Яркий тому пример - колокол "Баран", отлитый Емельяном Даниловым, современником Фалька, в 1654 году. Трилистник на нем проработан до мельчайших подробностей. В отличие от узора Фалька, Данилов увеличил трилистники и сделал их пропорциональными размеру колокола. Центральный листок заметно более вытянут и другого рисунка, листики также имеют изгибы и выглядят объемно. Пожалуй, "Баран" - это единственный сохранившийся колокол работы Емельяна Данилова.

Трилистники на колоколе Емельяна Данилова "Баран"
и колоколе 1692 года Ивана Моторина

    И все же, у некоторых мастеров, которые трудились в разное время, встречаются довольно схожие орнаменты. Например, трилистники на колоколе 1692 года, отлитом Иваном Моториным, очень близки по рисунку к трилистникам на колоколе "Баран". Этот интересный случай дает возможность говорить о том, что литейщики обращались к опыту своих учителей даже после того, как сами становились известными мастерами. Здесь стоит отметить, что в учениках у Емельяна Данилова был Федор Моторин, отец Ивана.

Изображение трилистника
на колоколе 1677 года
братьев Леонтьевых
  Еще одну разновидность орнамента в виде трилистников мы встречаем на колоколе, отлитом мастерами Василием и Яковом Леонтьевыми в 1677 году для собора св. Софии в Новгороде. Колокол сохранился до наших дней и находится сейчас на постаменте возле стен звонницы Софийского собора. Фриз из трилистников окаймляет надпись и два ряда орнамента, состоящих из херувимов и вьющегося стебля. Трилистник более прост, хоть и выглядит нарядно. Вблизи хорошо видно, что все три листа одинаковы по размеру и рисунку. Аналогичны трилистники, которые украшают другой колокол работы братьев Леонтьевых, отлитого в 1679 году для Успенского собора Московского Кремля. Из-за особенности его формы, колокол называют "Широкий", находится же он на первом ярусе колокольни Иван Великий.

Трилистники на колоколе "Широкий". 1679 год

     В XVIII - XIX веках трилистники по-прежнему оставались распространенным орнаментом на колоколах, но, к сожалению, стали выглядеть совсем иначе: более простые, лишенные тщательной проработки и зачастую даже условные. Например, колокола, отлитые на заводе Бакулевых в городе Слободском Вятской губернии, украшены именно такими трилистниками.

Трилистники на колоколах XVII - XIX веков

____________________

[1] Deutscher Glockenatlas. Munchen. Bd. 1, 1959; Bd. 2, 1967
[2] Kurt Kramer. Glocken in Geschichte und Gegenwart. Karlsruhe.
      Bd. 1, 1986. S. 48
[3] Там же. Bd. 2, 1997. S. 109

автор материала - Юлия Москвичева



 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru