вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокольный декор ->
-> художественное убранство исторических колоколов данилова монастыря, возвращенных из гарварда

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Автор текста: И.В. Коновалов

    Из восемнадцати колоколов, ныне возвращенных из Гарвардского университета в пределы нашего Отечества, особый интерес, в  отношении художественного убранства, представляют три колокола. Разумеется, мы не собираемся умалять значения всех остальных возвращенных колоколов, но только эти три колокола имеют надписи, свидетельствующие о принадлежности данных колоколов к историческому колокольному подбору московского Данилова монастыря.

     Относительно всех остальных колоколов из числа возвращенных в Данилов монастырь, невозможно высказывать сомнения в их принадлежности к историческому даниловскому подбору лишь потому, что на них отсутствуют надписи, свидетельствующие об их прошлом.

     * * *

     Следует пояснить, что мы имеем в виду, когда обозначаем термином "исторический" тот или иной подбор или набор колоколов. Историческим собранием колоколов является так называемый "звон", постепенно собранный на какой-либо церковной колокольне или изготовленный специально по заказу вкладчиков. Мы имеем право называть "историческим" только тот колокольный подбор или набор, который был сформирован до октябрьского переворота 1917 года, поскольку после этого было пресечено естественное историческое развитие колокольной традиции в России. В качестве примера "исторического звона" можно привести почти полностью сохранившиеся колокола на звоннице Успенского собора Ростова Великого, набор колоколов колокольни Софийского собора Вологды, звон Псково - Печерского монастыря. Несомненно, "историческим" является звон собора Александра Невского в Таллине, сохранившиеся наборы колоколов на Святой земле и некоторые другие колокольные собрания.

     К сожалению, нельзя назвать "историческими" многие современные церковные и музейные собрания старинных и даже древних колоколов: как правило, эти собрания произвольно формировались из различных мест, без какого-либо принципа, лишь бы колокола были пригодными для звона. Именно такой подход применялся в середине 80-х годов XX века при собрании колоколов на надвратную колокольню Данилова монастыря в Москве. В таких случаях мы рассматриваем колокола только как отдельно сохранившиеся памятники старинного колокольного литья, составлявшие в прошлом исторические подборы на своих бывших колокольнях или звонницах. Об исторической принадлежности таких колоколов достоверно могут свидетельствовать их вкладные надписи, которые, увы, присутствуют на колоколах не всегда.

     * * *

    Размещение на внешней поверхности русских колоколов тех или иных рельефных изображений, орнаментов, и надписей подчинено архитектурным правилам (см. наш материал "архитектура колокола"), художественное оформление колоколов имеет глубокий духовный, исторический и художественный смысл, несет на себе различную информацию, свидетельствует об искусности и таланте скульптора, о мастерстве литейщика, являет уровень вкуса заказчика и иногда даже говорит о веянии художественной моды современной колоколу эпохи. Самые древние из известных нам церковных колоколов отлиты просто безо всяких элементов декора или с самым простым оформлением в виде горизонтальных поясков. Позже, к XV веку, на колоколах появляются вкладные надписи. Столетием позже надписи и пояски дополняются орнаментами. Лишь в конце XVIII века, за некоторыми редкими исключениями, на русских колоколах появляются рельефные иконы святых и праздников. Сочетание всех видов изображений на русских колоколах относится к семидесятым годам XIX века и просуществавало вплоть до прекращения колокольного литья в начале 30-х годов. Колокола, изготовленные на этой исторической стадии, с внешней стороны почти полностью могли быть покрыты сложными орнаментами, надписями, исполненными в несколько рядов и высокорельефными иконами.

     * * *

     Отрывочные сведения о русских колоколах, хранящихся на башне в студенческом доме Лоуэлл Хауз, поступали давно, но эти сведения не давали даже приблизительной картины о внешнем убранстве колоколов, не говоря уже об их звучании. И только в феврале 2007 года, когда мы лично посетили Гарвардский университет в качестве привлеченных экспертов, стала возможной более полная работа по изучению этих уникальных памятников московского колокололитейного искусства. В условиях, далеких от идеальных (ведь в Америке тоже бывает очень холодно и дует свежий ветерок с Атлантического океана), мы провели детальнейшее фотографирование внешней и внутренней поверхностей всех колоколов. Тем самым был получен уникальнейший материал, во всех подробностях фиксирующий состояние колоколов до их возвращения на родину.

     Мы не ограничились только изучением художественного убранства колоколов: была произведена профессиональная звукозапись всех колоколов на своих прежних местах, когда звуковые свойства колоколов взаимодействовали с акустическими параметрами башни. При помощи специального пластичного материала "формасил" были сняты слепки с рельефов четырех больших колоколов для их воспроизведения на колоколах-копиях. В этом материале мы расскажем о художественном убранстве трех колоколов, представляющих особый интерес, а иных аспектов коснемся в дальнейших публикациях.

1 стр.    2 стр.     3 стр.     4 стр.     5 стр.     6 стр.     Приложения

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru