вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокольный декор ->
-> история орнаментации церковных колоколов

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Материал Игоря Васильевича Коновалова


  Русские колокола на протяжении веков украшали по-разному. В древние времена на внешней поверхности колоколов исполнялись краткие надписи с именем мастера-литейщика или текстом молитвы. Позже на колоколах появились пространные надписи, содержащие имена вкладчика и его семьи, цитаты богослужебных текстов, исторические сведения, указывающие повод вклада.

     Колокола зачастую уподоблялись поминальным записям о здравии живущего вкладчика или об упокоении родных или близких вкладчику людей. Даже если колокол повреждался или разбивался, он и тогда продолжал исполнять своё предназначение, становясь после переливки другим колоколом, порой с существенным увеличением веса. Изучение надписей и шрифтовой композиции русских колоколов выявляет факт привлечения лучших иконописцев-изографов для разработки системы размещения надписей, выполненных вязью. Удивительно красиво русские мастера располагали по высоте колоколов различные пояски и бороздки, подчеркивая тем самым изменения направления кривой профиля колокола.

  В XVI веке великое княжество Московское, ставшее в 1547 году Российским царством, расширяется и крепнет. Новый титул обязывал государя заботиться о благоукрашении столицы. Известно, что при царе Иване Васильевиче было построено более 60 церквей и 40 монастырей. Возрастало и значение колоколов в жизни государства. Если в начале XVI века самым тяжелым московским благовестником был колокол Василия III в 450 пудов, то в конце столетия уже 2400 пудов. В дальнейшем вес колоколов продолжал увеличиваться, пока процесс не увенчался отливкой в 1735 году Царь-колокола весом свыше 12000 пудов.

    Художественному оформлению колоколов в это время уделялось особое внимание. Профили русских колоколов XVI века весьма различны: от вытянутых до широких, приземистых, с нижним диаметром большим, чем общая высота колокола с ушами. В этот период мастера-литейщики нередко украшают сам колокол и его уши нарядным травным орнаментом. Особенно часто это явление на псковских колоколах. Классикой русского колокололитейного искусства, бесспорно, стал век XVII, когда русские мастера вырабатывают свой колокольный профиль, который просуществовал до начала XX столетия с небольшими изменениями. Для него характерно гармоничное сочетание высоты и диаметра, а также плавные, словно текущие очертания с мягкими изгибами профиля.

     После страшного разорения России в начале XVII века и ухода великого мастера-литейщика Андрея Чохова, в Россию вновь стали приглашать немецких мастеров. Один из них - мастер Ганс Фальк. Ему в 40-е годы XVII века поручаются ответственные литейные работы. Но в то же время русские мастера, такие, как Данила Матвеев и Емельян Данилов, работавшие на московском Пушечном дворе, соперничают с Фальком, и в конце концов не иноземцу Фальку, а Емельяну Данилову поручают отлить колокол весом в 8000 пудов. В этом соревновании с западно-европейским мастером рождается тот оригинальный, ни на что не похожий русский колокольный профиль, рождается удивительно мягкий, бархатистый и благородный голос российских колоколов, так отличающийся от их крикливых и пронзительно-резких западных собратьев. Мастера XVII века удивительно чувствовали красоту профиля колоколов. Они старались не перегружать их чрезмерно пышными и высокорельефными украшениями. Основными в оформлении колоколов остаются поперечные орнаментальные пояски, валики, травные орнаменты и надписи. Поля колоколов мастера оставляют пустыми. Украшения располагаются вверху колоколов между верхними поясками или в самом низу, на валу - самой толстой части колоколов, где они меньше всего могут влиять на звук.
     Главным производителем колоколов в XVII веке был московский Пушечный двор, который исполнял заказы российского государя. Известны случаи, когда отлитые на Пушечном дворе колокола других заказчиков в конечном счете оказывались на кремлевских колокольнях. Неизвестно, сколько мастеров работало на этом предприятии по царским заказам, среди которых большую долю составляла отливка орудий различных калибров для множества русских городов-крепостей. Недаром Андрей Чехов подписывался на своих колоколах, как "пушечной литец". Основным отличием русского колокололитейного дела XVII века стало основание в Москве первого частного литейного производства, организованного знаменитым литейщиком Федором Моториным, работавшим прежде на государевом пушечном дворе. Династия Моториных ознаменовала собой расцвет сверхтяжелого цветного литья в России. Исторические исследования показали, что колокола московского производства возглавляли звон наиболее замечательных колоколен и звонниц российских монастырей и храмов.

    Колокола массовой отливки XVIII - начала XIX веков практически повторяли своих предшественников. Исключение составляли правительственные заказы. В этом смысле уникален московский Царь-колокол, в котором литейщик Михаил Иванович Моторин создал только профиль колокола и разместил пояски. В украшении гиганта участвовали мастера-профессионалы "скульптурных и пьедестальных" дел. Они разрабатывали общий вид колокола и рисунок деталей.

  Несомненный интерес представляют колокола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и московского Храма Христа Спасителя, так как над их оформлением трудились архитекторы возводимых соборов. Колокола храма Христа Спасителя имели оригинальный орнамент, не встречавшийся прежде на колоколах завода Финляндского и не повторявшийся позже. Возможно, он выполнен под руководством главного архитектора храма - Константина Андреевича Тона. Сделать такой вывод позволяют исследования убранства как самого храма, так и элементов декора некоторых других сооружений, возводившихся в то время в Москве по проектам архитектора К.А.Тона. Колокола храма Христа Спасителя надолго стали образцами среди многочисленных русских производств по литью колоколов. С них копировались элементы украшений и надписей. Текст надписи большого колокола храма "Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу" прочно занял свое место в верхних поясках многих русских колоколов.

1 стр.    2 стр.    3 стр.

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru