вы находитесь здесь:
главная страница -> что такое церковный колокол -> технология литья -> -> серебряные колокола | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
| ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() |
Шашкина Татьяна Борисовна "На склоне самой высокой горы Говерлы стоял город с замком. Жил в этом городе вольный русский князь - лишь великого стольнокиевского признавал он выше себя. Этот князь однажды созвал мастеров со всех Карпат. А на Карпатах были такие мастера, каких нигде больше в Европе не бывало. Князь велел им отлить колокол, чтобы звон его раздавался по всей стране. Колокол отлили из чистого серебра. Он звонил, и всякий знал, что, пока слышен звон, жива, свободна страна" [1]. О серебряных колоколах существуют поверья, народные предания, легенды, стихи. Ни географического, ни иконографического прикрепления легенды о серебряном колоколе не имеют. Хронологические рамки их неопределенны. Состав колокольного сплава (колокольной бронзы) считается секретом мастеров, не подлежащим разглашению, или, напротив, безнадежно утраченным. Между тем, этот секрет (четыре части меди, одна часть олова) был раскрыт еще в начале XI в. бенедиктинским монахом Теофилом в сочинении "О различных искусствах" и с тех пор неизменно воспроизводился во всей последующей литературе по бронзолитейному производству. Более того, с середины XIX в. письменные источники настойчиво отрицают необходимость серебра в сплаве. К этому же времени относятся первые пробы анализов древних памятников колокольного литья, показавшие наличие в колоколах только олова, меди, иногда небольших примесей свинца, цинка или железа [2].
Легенда, таким образом, имеет как бы несколько взаимопроникающих смыслов: наилучший металл - серебро, иногда позолоченное, иногда даже золото для наилучшего - серебряного, иногда золотого, иногда малинового звучания, в знак наилучшего, наиважнейшего наизнаменательнейшего события. Известна китайская сказка, в которой голос колокола, несущего победу, мог родиться не из серебра, железа или золота, а только из металла, смешанного с кровью человека, готового отдать жизнь за свою землю. В средневековой Европе колокольный сплав вообще был, как говорится на кончике языка: даже фармацевтические и кулинарные ступки считались отлитыми из него. Репутация сплава в ремесленной среде была столь велика, что вплоть до недавнего времени ему давали обобщенное название "металл" (в отличие от обычной бронзы).
И все же серебряные и золотые колокола были. "5-го июня 1890 года в Харькове на колокольном заводе П.П. Рыжова состоялась отливка царского колокола из серебра - колокол предназначен для Успенского кафедрального собора. В первом ярусе колокольни устраивается из железа раковина, в которой и будет висеть колокол. Этот колокол имеет 17 пуд. 35 фунт. чистого серебра и незначительное количество меди и олова" [4]. И в другом месте: "Золоченые колокола имеются, кажется, только к городе Таре, в Сибири, при церкви Казанской Божией Матери. Их там шесть; все они небольшие - от 1 до 45 пудов. Вызолочены они тарским мещанином Семеном Можаитиновым по следующему случаю. Любимый брат этого мещанина, быв по торговым делам в степи, попался в плен к киргизам; брат, узнав об этом, дал обет, что если пленник благополучно возвратится из плена, он позолотит колокола. Брат вернулся, и горячность братской любви заставила выполнить обет" [5]. В некоторых музеях сохранились небольшие ручные колокольчики из серебра. Известен бронзовый колокол, инкрустированный листовым серебром. 1. Серебра действительно не должно быть. Сохранились сведения о том, что серебряный колокол, отлитый в Харькове имел звук "жидкий, бессильный, неполновесный" [6]. Несколько лет назад было проведено специальное исследование, посвященное установлению влияния примесей на акустическое поведение стандартной колокольной бронзы (современный стандарт Cu - 78-80%, Sn - 20-22%, примеси - 1-2%). Среди различных специально вводимых добавок изучалось влияние серебра (до 5%) на механические и акустические характеристики сплава - твердость, скорость звука, затухание (уменьшение амплитуды колебаний). Выяснилось, что легированная серебром колокольная бронза имеет несколько повышенные твердость и затухание и несколько более низкую скорость звука, до далеко не в той степени, чтобы влияние серебра можно было бы признать сколько-нибудь акустически значимым [7]. 2. Состав и фазовая структура колокольной бронзы. В практике музыкального материаловедения критерием качества "звучащего" материала служит так называемая акустическая константа - величина, учитывающая скорость звука, плотность и затухание через выражение 1/R ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | ||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |