вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> технология литья ->
-> формовка колокола

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


См. также: Колокольная бронза

(цит. по Ф. Штейн. ЛИТЕЙНОЕ ДЕЛО. СПб. 1913)

    Колокола формуются обыкновенно по способу вольной глиняной мазки, при помощи шаблонов, и только небольшие колокольчики формуются в опоках. Мазку производят или в литейном чану, или же внутри сушильной камеры, если таковая имеется надлежащих размеров.

     На отечественных колокольных заводах формовка колоколов производится так: сначала приготовляют сердечник. На него наносится временная рубашка, и уже по этой последней выделывается кожух.

     Сушка формы производится на месте сжигания горючего материала, внутри пустой формы сердечника.

     Формовку начинают тем, что в центре литейного чана устанавливают временную стойку, которая своим нижним концом может вращаться в гнезде, закопанной в землю доски, а в верхнем - в бруске, уложенном на верхние края чана. На стойку наколачивают временный шаблон и по круговой линии, описываемой им, выкладывают цоколь из кирпича с замком и затем приблизительную форму сердечника, до половины его высоты.

  Для кладки цоколя употребляются обыкновенные кирпичи и в стенках его делают каналы, для притока воздуха, необходимого для сжигания горючего материала. Самый сердечник выкладывается из сырцовых кирпичей, формованных из тощей формовочной глины и высушенных на воздухе или слегка прожаренных в сушилке. Когда кладка дойдет до половины высоты сердечника, стойку с шаблоном снимают.

     В кладку сердечника заделывают железный крест с коническим гнездом посередине и в это гнездо вставляют нижнюю пятку железного шпинделя. Верхний конец последнего помещают в скобу, приделанную к лежащему на чане брусу; передвигая последний, устанавливают шпиндель в отвесное положение, после чего брус закрепляют. Затем на шпинделе надевают шаблонную доску с начерченным на ней контуром стенок колокола и несколькими параллельными контурами, которые постепенно урезываются.

    Сначала урезывают шаблон по первому контуру сердечника, выкладывают тело его и наносят на него слой тощей шишечной глины, сначала обыкновенной, а затем смешанной с мелкоистолченным и просеянным кирпичем и формовочным песком.

     Изготовив окончательно контур сердечника, обмазывают его с помощью кисти пеплом, разболтанным в мыльной воде для образования изолирующего слоя.

     На шаблоне имеется выступ, которым вырезается в верхней части сердечника коническое гнездо, для помещения короны колокола.

     После сердечника приступают к мазке рубашки, постепенно урезывая шаблон до второго контура. На сердечник наносят слой пластической жирной глины, а для того, чтобы не получились трещины при сушке, в массу закладывают волокна льна.

  После окончательного выглаживания наружного слоя рубашки по второму контуру, дают ей просохнуть; огонь внутри формы тушат и дают ей охладиться. Затем наносят на глиняную поверхность кистью слой жидкой смеси из сала, мыла и воска, проглаживают и дают просохнуть на воздухе. Когда все это сделано, накладывают на поверхность рубашки, в соответствующих местах, рельефные украшения - пояски, надписи, изображения святых и т.п. Эти части формируются отдельно из воска в гипсовых формах и, слегка подогретые, прилепляются к составу, покрывающему рубашку.

    Укрепив украшения, приступают к мазке кожуха, урезывая шаблон по третьему контуру. Обливают поверхность формы жидким составом из тонкого, просеянного сквозь сито, порошка формовочной глины, смешанного с конским калом, также пропущенном и просеянном, коровьей шерстью и рубленым льном. Эту операцию повторяют несколько раз, пока получится слой толщиной в 5-7 мм, причем жидкая масса проникает во все углубления рельефных украшений колокола и плотно, отчетливо их заполняет.

    После просушки нескольких таких слоев, снова разводят огонь внутри формы и начинают смазку наружных слоев кожуха их жирной глины. По мере разогревания формы, восковые украшения, нанесенные на рубашку, плавятся, частью стекают, частью всасываются глиной, оставляя на их месте пустоты, которые при отливке заполняются металлом.

  Для того, чтобы предохранить кожух от растрескивания во время сушки, в его массу вмазывают льняные волокна или телячью шерсть, а для сообщения кожуху устойчивости в глину заделывают железные ребра и обручи, к которым ребра привязывают проволокой. Этот железный каркас заменяет опоку. На поверхность законченного кожуха накладывают такие же, но более толстые ребра, верхние концы которых выгнуты в виде крючьев для подцепки подъемным краном; нижние же их концы загнуты под нижнюю крышку кожуха. Кроме того, поверх ребер загоняются железные обручи и стягиваются болтами.

    После этого кожух снимают, устанавливают его на козлах и тщательно осматривают его поверхность, исправляют рельефные украшения, затирают трещинки, покрывают чернилами и просушивают, сжигая солому. Одновременно острым ножом разрезают рубашку и удаляют ее по частям с сердечника. После удаления рубашки, осматривают сердечник, заглаживают неровности и трещины и приступают к окончанию верхней части сердечника. Для этого необходимо, прежде всего, удалить шпиндель (шаблонодержатель) и положив в центральную пустоту горючий материал, зажигают его. Одновременно на края сердечника накладывают железную решетку или чугунную плиту, на которой из кирпича выкладывают форму свода колокола и заканчивают ее пористой тощей глиной. Через оставленное в голове сердечника отверстие засыпают внутреннюю его пустоту сухим песком для удаления воздуха, и затем отверстие заделывается. На законченный сердечник наставляют исправленный и отделанный кожух, причем, благодаря замку, смыкание их произойдет правильно.

     Модель короны колокола отливается из смеси воска и сала в гипсовую разборную форму. Саму модель обмазывают пластической массой, а затем наносят на ее жирную пластическую глину несколько слоев. В глину заделывают железные ребра и, кроме того, два железных прута, выпускаемые концами наружу для удобства поднятия и переноски формы. Литники и выпары устраиваются на самой модели, приливая их к ней из легкоплавкого сплава.

     Более крупные короны формуют по частям и затем соединяют в одно целое. Собрав кожух на сердечнике и вставив в гнездо форму короны, замазывают швы глиной, связывают проволокой и производят заливку, пока форма не потеряла жара, сообщенного ей огнем, и не успела впитать в себя сырости. Пустое пространство между стенками формы и литейного чана надо засыпать песком и гарью и утрамбовать.

     Заливку бронзой производят без помощи ковшей, а дорожкой, проведенной от печи, для чего форму погружают в литейный чан.

Колокольная бронза

При оформлении материала использованы фотографии нескольких крупных современных колокололитейных предприятий. Выражаем сердечную и искреннюю благодарность мастерам-литейщикам за их неоценимый вклад в возрождение колокольного литья!

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru