вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> история колокольного литья

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



Знаменитые литейщики колоколов

 Среди литейщиков, работавших в России, поначалу было немало мастеров, прибывших с Запада, что отмечается их прозвищами: Борис Римлянин, Николай Немчин, Петр Фрязин. При Иване Грозном одним из ведущих колокольных мастеров был Кашпир Ганусов, в начале царствования Алексея Михайловича - Иоганн Фальк. XVII-XVIII век стали эпохой расцвета русского литейного дела. В это время получают известность многие талантливые русские литейщики. Вот имена наиболее выдающихся мастеров:
    К сожалению, о жизни лишь немногих из перечисленных мастеров остались сведения. Об остальных же можно судить только по оставшимся памятникам литейного искусства.

    Бытует мнение, будто русские литейщики были неграмотными и колокола лили как бы наугад, по наитию, не опираясь на теоретические знания. Действительно, такой выдающийся мастер, как Александр Григорьев, "грамоте не умел" и свои распоряжения подмастерьям и ученикам давал устно. Но в то же время документы, сохранившиеся от московского Пушечного двора, где работали названные выше литейщики, свидетельствуют, что каждой отливке предшествовала детальная смета, и дальнейшую работу сопровождали точные расчеты. Пушечный двор обладал богатой библиотекой. Но, видимо, письменные руководства играли в его деятельности меньшую роль, нежели изустная традиция. Достижения же русских мастеров неоспоримы и удовлетворяют весьма высоким критериям.

 Первоначальная Пушечная изба была основана в Москве в 1479 году итальянским мастером Аристотелем Фиорованти неподалеку от Спасских ворот Кремля. В начале XVI века ее перенесли на берег реки Неглинной. В 1547 году в документах изба упоминается под названием Пушечный двор. По обычаю, поступая на службу, начинающий литейщик приносил профессиональную клятву: "Будучи у государева колокольного дела никаким воровством не промышлять, ни красть, ни розбивать, ни зернью не играть, и корчмы не держать, и над государевой казною хитрости ни в чем не чинить".

     Мастера-литейщики очень высоко ценились государями, и дабы сберечь традицию литья, царь Алексей Михайлович издал следующий Указ: "Которые пушкарские и пушечных и колокольных мастеровых людей Пушкарского приказу дети, и братья, и племянники, и тем пушкарским и мастеровым детям, и братьям, и племянникам мимо Пушкарского приказа в иные приказы ни в какой чин в службу ставиться не велено". Таким образом, колокольное ремесло становилось наследственным.


Колокололитейные производства

     В конце XVIII - XIX веке колокола отливают уже заводским способом. Этот период почти не сохранил для нас ярких имен литейщиков. Однако именно с него широкую известность приобретают русские литейные заводы.

     Первый частный завод в России появился в Москве в 1687 году. Основал его литейщик Пушечного двора Федор Моторин, предприятие которого находилось в Колокольниковом переулке. Вслед за ним многие мастера организовали свои небольшие заводы на Сретенке и в Пушкарях. В XVIII веке было решено перевести колокольные и пушечные заводы в другую местность - за Сухареву башню, называемую Балканом. Земля эта была загородной и совершенно пустой. На ней-то и возникли московские колокольные заводы Самгина и Финляндского.

     В 1714 году Петр I основал в Санкт-Петербурге Пушечный двор, который впоследствии был преобразован в Петербургский Арсенал с медеплавильными заводами-филиалами на Урале, в Туле, Брянске, Ярославле, Азове. Это дало толчок к широкому распространению колокололитейного дела по всей России. В XIX - начале XX века уже во многих городах: Москве, Валдае, Слободе, Гатчине, Санкт-Петербурге и других - появляются многочисленные частные предприятия по литью колоколов. Русские колокола имели мировую славу. Они отличались не только своими особыми звуковыми качествами, но и высоким художественным оформлением, что делало их уникальными произведениями искусства.

Борис Римлянин
Новгородские литейщики
Псковские литейщики XVI века
Николас Оберакер
Кашпир Ганусов
Андрей Чохов
Иоганн Фальк
Данила Матвеев и Емельян Данилов
Александр Григорьев
Династия Моториных
Михаил Ладыгин
Филипп Андреев
Флор Терентьев
Василий и Яков Леонтьевы
Семен Можжухин
Завод Финляндского
Завод Самгиных
Завод Оловянишникова
Николай Иванович Оловянишников
Завод Бакулевых
Завод Усачёвых
Завод С. Н. Забенкина
Завод Медведевых
Завод Чарышниковых
Завод Затрапезнова
Завод Рыжова
Завод Никуличева

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru