вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> история колоколов в россии

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



  Издревле колокола и колокольные звоны занимали достойное место в богослужении Православной Церкви. В Европе колокола вошли в употребление с конца шестого века, в Византии - с девятого столетия. На Руси первое летописное упоминание о колоколах датировано 1066 годом. Во время татаро-монгольского нашествия литье колоколов не могло развиваться, и в это время, возможно, погибли колокола домонгольского периода. Только спустя двадцать лет после разорения русских земель появляются редкие летописные упоминания о колоколах. Одно из них относится к 1259 году. Согласно летописному тексту, князь Даниил Галицкий перевез из Киева в свою вотчину Холм колокола и иконы из собора Святой Софии.

     C XIV века мы можем говорить о литье больших колоколов на Руси. Первоначально для этой работы приглашали иноземных (европейских) мастеров. В 1305 году были перелиты два поврежденных колокола в Ростове Великом, а в 1342 - литейщик Борис Римлянин отлил большой колокол для звонницы собора Святой Софии в Новгороде Великом. Несколькими годами позже он по указу Великого князя московского Симеона Гордого создал пять благовестных колоколов для храма Иоанна Лествичника в Московском Кремле. В летописи упоминаются "три великих колокола и два малых". Вероятно, вес этих колоколов не превышал сто пудов.

     В начале XV века появилась возможность отливать колокола большого размера в достаточном количестве. Самым ранним из сохранившихся колоколов этого времени принято считать колокол 1420 года. Он находится на колокольне Троице Сергиевой Лавры. Колокол называют "Никоновский" или "Чудотворцев". Он имеет довольно необычную форму, однако до сих пор участвует в звонах. До начала XVII века московские мастера подписываются на колоколах, как "пушечный литец" или "пушечник". Именно такая надпись сохранилась на колоколе 1488 года из Пафнутьево-Боровского монастыря.

     В этот период литье колоколов требовало привлечения европейских (итальянских, а позже немецких) литейщиков. Одним из таких мастеров был архитектор, инженер и литейщик из Болоньи - Рудольфо (Аристотель) Фиораванти. Он обучил множество русских мастеров и передал им секреты западноевропейской технологии литья. Под его руководством в Москве в 1479 году была основана "Пушечная изба", которая находилась неподалеку от Спасских ворот Кремля. Она не раз сгорала из-за частых пожаров, но каждый раз ее восстанавливали. В начале XVI века "Государев Пушечный двор" вновь отстроили на левом берегу реки Неглинки. На протяжении трехсот лет он был основным центром отливки колоколов и пушек. Одновременно с притоком мастеров из Западной Европы, на Руси существовали свои центры колокольного литья. Наибольшей известностью пользовался Псков. Со времени правления Бориса Годунова в Москве начали появляться частные литейные мастерские.

     В XVI веке русские мастера превосходят западноевропейских по качеству литья и весу колоколов. С этого времени нам известны уже целые династии русских, главным образом псковских и новгородских литейщиков. По велению Великого князя Василия III в 1533 году был отлит колокол весом 1000 пудов. Этот колокол положил начало литью самых тяжелых благовестников Московских государей. Колокола весом 100-150 пудов в Москве считались вседневными, т.е. благовестили только по будничным дням. Благовестник Ивана Грозного весил уже 2000 пудов. Впервые этот колокол отлил немецкий мастер Кашпир Ганусов, а переливал его "Кашпиров ученик" - прославленный русский литейщик - Андрей Чохов. Именно этот колокол впервые получил прозвище "Царь-колокол".

     Расцвет литейного дела на Руси пришелся на XVII век. Во многом это связано с тем обстоятельством, что на Севере Руси были обнаружены залежи медной руды. В 1653 году русский мастер Емельян Данилов отлил в Московском Кремле огромный колокол весом около 8000 пудов, чуть позже его перелил ученик Данилова - Александр Григорьев. То был самый огромный звонящий колокол из когда-либо отлитых в мире. В своих путевых зарисовках его изображение оставил австрийский посол в Москве - Августин Мейерберг.

     Церковные и государственные власти оказывали покровительство литейному делу. В Москве и крупных монастырях существовали царские и патриаршие литейные мастерские. В конце XVII века начали работать первые представители прославленной династии Моториных. Несколько колоколов работы этих мастеров сохранились на колокольне Иван Великий. В 1735 году Иван и Михаил Моторины отлили колокол весом более двенадцати тысяч пудов. Именно этот Царь-колокол мы можем видеть в Московском Кремле на гранитном постаменте возле Ивана Великого. В 1686 году Федор Дмитриевич Моторин основал в Москве первый частный завод, отливавший колокола на заказ и для повседневной продажи. Позже появились и другие частные заводы.

     В XVIII веке колокольные заводы на Сретенке и в Пушкарях перевели за Сухаревскую башню, в местность, называемую Балканом. Наибольшей известностью среди них пользовались заводы Самгина, Астраханцевой и Финляндского. После того, как Петр I сделал столицей России Санкт-Петербург, значение Москвы, как центра литейного дела, постепенно ослабло. Пушечный двор в Москве действовал до 1802 года. В 1714 году в Петербурге император Петр I основал Пушечный двор, который был преобразован в Петербургский Арсенал, давший начало литейным заводам на Урале, в Туле, Ярославле и других русских городах. В XIX - начале ХХ века во многих городах России было около 20 крупных заводов по литью колоколов. Наиболее известны из них заводы Финляндского и Самгина в Москве, Забенкиных в Костроме, Оловянишниковых и Чарышниковых в Ярославле, Усачевых на Валдае.

     В XIX веке заботами государей и благотворителей были созданы такие колокольные подборы, как звон Исаакиевского Собора в Петербурге и звон московского храма Христа Спасителя, подборы множества монастырей, городских кафедральных соборов, приходских храмов. Общее количество колоколов в России измерялось многими тысячами. К началу XX века Российская держава стала поистине колокольным государством, превосходящим по количеству и весу своих колоколов христианский Запад.

составитель материала - Ольга Азарова


См. также
Всероссийская ярмарка в Нижнем Новгороде
Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru