вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокола в церкви ->
-> колокола в жизни святых людей

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


   На многие десятки верст окрест разносящийся благовест возвещает о церковной службе, призывает к молитве и покаянию. Путь к святости лежит через молитву, через храм. Заслышав звук колокола, православный человек оставлял на время свое дело и обращался молитвенно к Господу. Сохранились многочисленные свидетельства об особом попечении многих русских святых о колокольном звоне.

   В житии преподобного Антония Римлянина новгородского чудотворца сказано, что он, стоя на камне, провел год и два месяца в посте и молитве, после чего неисповедимыми судьбами Божиими был перенесен вместе с камнем, на котором стоял, по морю, реке Неве, Ладожскому озеру (Невоозеру) и вверх по реке Волхову в страну Новгородскую. Камень пристал к берегу в ночь с 7 на 8 сентября 1106 года. Преподобный услышал звон к утреннему пению, увидел жителей неведомой страны и не понимал языка их, а они смотрели с удивлением на чудного пришельца, который не смел сойти со своего камня, не зная, где он. После трехдневной молитвы Господь послал ему человека, знающего греческий и латинский языки. С изумлением узнал от него Антоний, что перед ним Великий Новгород и Святая София, что он в три дня и три ночи совершил тот путь который обыкновенно совершается в полгода. Ликовала душа пришельца, когда он увидел священное величие храма Святой Софии, благолепие обрядов церковных и услышал колокольный звон и сладкогласное пение, хотя на незнакомом ему языке. Святитель Никита, архиепископ Новгородский благословил Антония основать монастырь на том месте, где пристал к берегу плывущий камень и выпросил это место у новгородских посадников. Позже колокол преподобного Антония сохранялся у его святых мощей. После закрытия Антониева монастыря колокол преподобного Антония был передан в новгородский краеведческий музей. Таким образом, церковное благолепие и колокольный звон Великого Новгорода сыграли важную роль в жизни преподобного Антония и основании одного из древнейших русских монастырей. (История Русской Церкви, изд Валаамск. м-ря. 1991 год стр 69- 70)

   На иконе XV века «Чудо от иконы Божией матери Знамение» в верхнем ярусе изображен момент торжественного перенесения образа из церкви Спаса на Ильине улице, что за новгородским торгом, в детинец Новгорода Великого через реку Волхов. На первом плане изображен святой архиепископ новгородский Иоанн в окружении сонма духовенства с образом Знамения в руках и за каменным Спасским храмом видна деревянная звонница на трех столбах с двускатными крышами и общим шатром над ними. Это весьма распространенный тип древнерусских деревянных колоколонесущих сооружений - столбчатая колокольня. Звонница сильно увеличена относительно размера церкви.

   Несмотря на привычную для русской иконописи условность, на иконе «Чудо от иконы Божией матери Знамение» можно хорошо различить небольшой каменный храм Спаса Преображения с притвором и выступающей с востока алтарной апсидой, высторенный, как и прочие церкви Новгорода XI-XII веков из плоского кирпича - плинфы и затертый раствором розоватой цемянки. Храм покрыт тонко раскованными свинцовыми листами, имеющими серовато-серебрянный цвет. Деревянные желоба-водометы далеко выдаются за стены церкви. Дьякон с орарем и стоящий позади него священник Спасо-Преображенской церкви передают икону владыке Иоанну и еще одному священнику, стоящему позади архиепископа. Так неизвестный изограф, увеличивая малую деревянную колокольницу, как бы озвучивает рисунок и мы слышим тревожный, набатный звон храма, сообщающий о приближении войск неприятеля и молящий Чудотворный образ Пресвятой Богородицы о заступлении града от погибели. Под тревожный набатный колокольный звон войско выступает на защиту отечества, и радостным праздничным красным трезвоном всех храмов град встречает победителей.

   Известно, что перед предстоящим сражением с надвигающимися на Русь войсками темника Мамая Великий князь московский Димитрий Иванович посетил преподобного игумена Сергия для принятия окончательного решения о битве. Преподобный сказал князю, что в предстоящей победе ему еще не принять мученический венец, но многие тысячи русских воинов его наследуют. 20 августа 1380 года, после литургии в Успенском соборе, Великий Князь Димитрий Иванович направился в Архангельский собор поклониться праху родителей, за тем все войска, возглавляемые Великим Князем, направились к Чешковым и Фроловским воротам и двумя потоками под тревожный колокольный звон направились к югу в сторону Коломны.

    В некоторых книжках пишут о том, что преподобный Сергий Радонежский был якобы "противником" колоколов: такие голословные утверждения ничем не подтверждаются!

    Отсутствие колоколов у новоначальной обители было в те времена вполне объяснимо. Но разумеется, никто из учеников Преподобного Сергия не стал бы противиться воле своего наставника, если бы тот воспрещал использование колоколов для богослужения. Чем же объяснить тогда тот факт, что колокола (весьма значительные по весу) появились в обители буквально через несколько лет после кончины Преподобного? - только усердием к благоукрашению Троицкого монастыря, уже прославленного святостью подвига прп. Сергия!

   Очевидно, что преподобный Никон Радонежский имел особую заботу о колокольном звоне Троицкого Сергиева монастыря. При основателе обители - Преподобном Сергии для созыва братии на богослужения использовались лишь примитивные и тихие «била» и «клепала» «... возвестиша святому он же повеле в било ударити...». Тогда, как при прп. Никоне в монастыре отливали довольно тяжелые колокола. Сохранился до наших дней и звучит никоновский или «Чудотворцев» колокол, весом около 40 пудов.

     В описании монастырского имущества за 1641 год упоминаются несохранившиеся колокола весом в 100 пудов и еще один колокол, подобный никоновскому. Надпись на никоновском «Чудотворцеве» колоколе гласит « IС.ХС. НК. В(о) славу с(вя)тые и Живон(а)чальныя Троица св(е)рши(ся) си колокол в лета бл(а)гоч(ест)иваго и великаго князя Василия Дмитриевича и архиеписк(о)па Фотия, митрополита Киевскаго всея Руси, во обитель в пр(епо) добнаго отца нашего Сергия, при настоятельстве от(ца) н(а)шего Никона игумена, в лето 6928 ~1420 г.~, индикта 13, м(еся) ца августа 15, на Успение пр(е)чистые Вла(дычи)ца нашея Богородица Мария». Такой основательный звон в те времена имел не каждый большой город.

    Многие подвижники населяли скиты и кельи вокруг Троицкого монастыря и, заслышав звон обители к службе, соединяли свою молитву с общей молитвой братии. Троицкий монастырь стал основной твердыней русской святости в то время (конец XIV - начало XV века). Обитель, её устав, наставления прп. Сергия создали школу русской святости, называемою «школой преподобного Сергия». Множество монастырей по всей Руси от Белого моря до земель рязанских и муромских было основано последователями прп. Сергия. Вслушиваясь в звон «Чудотворцева» колокола, преп. Андрей Рублев расписывал новопостроенный Троицкий собор и создавал образ Святой Троицы. Гармония живописи была созвучна благозвучию колокольного голоса. Попечением святых подвижников многие русские обители обретали могучий голос колокольной проповеди.

   В зимнюю холодную ночь учинённый брат подходил к двери кельи игумена, получал благословение и шёл к невысокой, сложенной из бревен столетних сосен звоннице, стоящей по древней традиции с востока от главного храма обители. Монах вставлял ногу в стремя, которым заканчивалась веревка прикрепленная к очепу - длинному шесту, проходящему через «вал» с колоколом. Колокол приходил в движение, медленно раскачивался, пока висящий неподвижно язык его не начинал ударять в оба противолежащих края колокола.

   По благословению преподобного Сергия маленькие рубленные домики пятистенки - кельи стояли вокруг деревянной церкви Святой Троицы близко друг ко другу. Храм, колокольня и трапезная составляли центр, объединяющий монастырские строения. Колокольный звон соединял во едино общую братскую молитву.

   На иконе середины XVI века «Благословенно воинство Небесного Царя», связанной с походом московских войск Ивана Грозного на Казань, изображены возвращающиеся из похода войска, на встречу которым от Божией Матери и Спасителя устремляются летящие с золотыми мученическими венцами ангелы. В летописном сказании, где повествуется об осаде и штурме города Казани сказано, что перед решающим штурмом русские ратники слышали колокольный звон как «большого симоновского колокола глас».

   Печально известен в истории России угличский ссыльный колокол, 15 мая 1591 года возвестивший о мученической кончине благоверного Царевича Димитрия. В набат ударил вдовый священник, обращенный в пономаря по прозвищу Огурец. Он заперся на колокольне изнутри, продолжая созывать угличан к месту трагедии. По указу Бориса Годунова был наказан плетьми звонарь и колокол, которому вырвали «язык», отрубили «ухо» и отправили в ссылку в далекий Тобольск.

   Святой Филарет митрополит Московский и Коломенский придавал большое значение колокольному звону, принимая во внимание то, что голос колоколов разносится на много верст вокруг. В одном из его распоряжений сказано о звоне колоколов Москвы во время пасхального богослужения. О том, что московским храмам необходимо было дожидаться третьего удара Большого Успенского колокола...


автор материала - Игорь Коновалов

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru