вы находитесь здесь:
главная страница -> общество церковных звонарей -> школа звонарей -> -> методический подход в обучении звонарей | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
| ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() |
Ныне, когда снят запрет с колокольного звона и светская власть способствует восстановлению порушенного и утраченного, с особой остротой воспринимается вопрос возрождения строгого, канонического церковно-звонарского искусства.
Известно, что во время гонений на церковь уничтожали не только священников, но и прочих церковнослужителей, в том числе и звонарей. Но со временем звоны воссоздавались, и зачастую священники были вынуждены благословлять заниматься колоколами случайных людей (алтарников, чтецов), порой не имевших понятия о способах и приемах традиционного церковного звона. Поэтому новоначальный звонарь должен усвоить одну важную вещь - не всякий даже очень старый звонарь есть непременный носитель духа и традиций лучших прежних исполнителей звонов. Если сравнить звоны прежних звонарей Богоявленского кафедрального собора или Федоровского собора в Ярославле, со звоном Ново-Девичьего московского монастыря в исполнении Владимира Ивановича Машкова или со звоном Троице-Сергиевой Лавры под руководством игумена Михея, то становится ясной та пропасть, которая лежит между профессиональным исполнением, основанном на глубоком знании традиций церковного певческого и колокольного искусства и неумелом, однообразном исполнении самостийных попевок. * * * * Началом начал в обучении колокольному звону мы считаем усвоение духа классических церковных звонов. Звонарь должен хорошо разбираться в вопросах, связанных со звучанием традиционных, исторических колоколов, чтобы уметь отличить живой звук колокола от гонгов и тамтамов, навязываемых ныне церкви под видом якобы древних бил. Лишь после того, как новоначальный звонарь усвоит, что, собственно, он должен исполнять на колоколах, можно переходить к вопросам, связанным с прочими колокольными премудростями.Православному звонарю необходимо знать Богослужебный устав Русской Православной Церкви, это позволит ему правильно понять, для чего в определенных местах церковной службы положен тот или иной вид звона. Время запрета колоколов и тут сыграло свою отрицательную роль. Новоначальные звонари должны научиться хорошо различать характер звона и уметь исполнять звон в зависимости от каждого конкретного Богослужения и праздника, которому это Богослужение посвящено. Поняв, что колокольный звон - это не просто какие-то определенные ноты, сложенные в ритмическом рисунке, ученик должен почувствовать пение колокола, те звуки, которые сопровождают и продолжают его основной тон, и звонить, исходя из музыки колокола, который сам подскажет и ритм, и рисунок звона. Если в результате прослушивания фонограмм классических звонов ученик обнаруживает понимание сути вопроса, то можно переходить к практическому изучению техники колокольного звона. Для этого в звонарском классе Общества церковных звонарей существует специальный тренажер, который в усложненном варианте представляет собой зазвонную трель и большой колокол. В условиях тренажера работа на мелких колоколах специально затруднена (колокола имеют большую, чем обычно, свободу перемещения). В результате периодических упражнений с наставником новоначальный звонарь достаточно быстро осваивает основные приемы звона на колоколах. Естественно, что степень подготовки направляемых для обучения весьма различна, и к каждому ученику необходим индивидуальный подход. Если у кандидата полностью отсутствует чувство ритма, или наблюдается нарушение координации движений, то таковой слушатель имеет полную возможность применить себя в каком-либо другом виде церковного искусства. Ибо церковный звон - это внешний голос церкви. Православные прихожане в храмах лицезреют все виды церковных художеств во всем их благолепии, тогда как с высот церковных колоколен на многие сотни метров распространяются звуки, не всегда соответствующие своему предназначению. окончание на стр. 2 >>
Записаться к нам в школу и обсудить возможность сотрудничества, |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | ||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |