вы находитесь здесь: главная страница -> общество церковных звонарей -> школа звонарей ->
-> методический подход в обучении звонарей

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


    Ныне, когда снят запрет с колокольного звона и светская власть способствует восстановлению порушенного и утраченного, с особой остротой воспринимается вопрос возрождения строгого, канонического церковно-звонарского искусства.

    Известно, что во время гонений на церковь уничтожали не только священников, но и прочих церковнослужителей, в том числе и звонарей. Но со временем звоны воссоздавались, и зачастую священники были вынуждены благословлять заниматься колоколами случайных людей (алтарников, чтецов), порой не имевших понятия о способах и приемах традиционного церковного звона. Поэтому новоначальный звонарь должен усвоить одну важную вещь - не всякий даже очень старый звонарь есть непременный носитель духа и традиций лучших прежних исполнителей звонов.

    Если сравнить звоны прежних звонарей Богоявленского кафедрального собора или Федоровского собора в Ярославле, со звоном Ново-Девичьего московского монастыря в исполнении Владимира Ивановича Машкова или со звоном Троице-Сергиевой Лавры под руководством игумена Михея, то становится ясной та пропасть, которая лежит между профессиональным исполнением, основанном на глубоком знании традиций церковного певческого и колокольного искусства и неумелом, однообразном исполнении самостийных попевок.

    Еще одна проблема возникает при ознакомлении с творчеством так называемых музейных музыкантов-ударников, исполняющих на совершенно случайно собранных колоколах композиции типа "Белая ночь", "Перистые облака", "Наваждение" и так далее. Вред, наносимый этой аудио-продукцией, тем более велик, что кассеты с этой музыкой, не имеющей ничего общего с церковью и исполняемой людьми не церковными, а иногда и атеистами, распространяются в храмах и церковных лавках. Увлечение подобной случайной звуковой продукцией весьма опасно для новоначального звонаря.

*   *   *   *

    Началом начал в обучении колокольному звону мы считаем усвоение духа классических церковных звонов. Звонарь должен хорошо разбираться в вопросах, связанных со звучанием традиционных, исторических колоколов, чтобы уметь отличить живой звук колокола от гонгов и тамтамов, навязываемых ныне церкви под видом якобы древних бил. Лишь после того, как новоначальный звонарь усвоит, что, собственно, он должен исполнять на колоколах, можно переходить к вопросам, связанным с прочими колокольными премудростями.

    Православному звонарю необходимо знать Богослужебный устав Русской Православной Церкви, это позволит ему правильно понять, для чего в определенных местах церковной службы положен тот или иной вид звона. Время запрета колоколов и тут сыграло свою отрицательную роль. Новоначальные звонари должны научиться хорошо различать характер звона и уметь исполнять звон в зависимости от каждого конкретного Богослужения и праздника, которому это Богослужение посвящено. Поняв, что колокольный звон - это не просто какие-то определенные ноты, сложенные в ритмическом рисунке, ученик должен почувствовать пение колокола, те звуки, которые сопровождают и продолжают его основной тон, и звонить, исходя из музыки колокола, который сам подскажет и ритм, и рисунок звона.

    Следующие два направления - это техника исполнения звона и принципы оборудования колокольни для звона.

    Если в результате прослушивания фонограмм классических звонов ученик обнаруживает понимание сути вопроса, то можно переходить к практическому изучению техники колокольного звона. Для этого в звонарском классе Общества церковных звонарей существует специальный тренажер, который в усложненном варианте представляет собой зазвонную трель и большой колокол. В условиях тренажера работа на мелких колоколах специально затруднена (колокола имеют большую, чем обычно, свободу перемещения). В результате периодических упражнений с наставником новоначальный звонарь достаточно быстро осваивает основные приемы звона на колоколах. Естественно, что степень подготовки направляемых для обучения весьма различна, и к каждому ученику необходим индивидуальный подход.

    Если у кандидата полностью отсутствует чувство ритма, или наблюдается нарушение координации движений, то таковой слушатель имеет полную возможность применить себя в каком-либо другом виде церковного искусства. Ибо церковный звон - это внешний голос церкви. Православные прихожане в храмах лицезреют все виды церковных художеств во всем их благолепии, тогда как с высот церковных колоколен на многие сотни метров распространяются звуки, не всегда соответствующие своему предназначению.


окончание на стр. 2 >>

О нашей школе

Программа Школы колокольного мастерства



Записаться к нам в школу и обсудить возможность сотрудничества,
Вы можете, заполнив форму на этой странице:

Ваше имя *
Телефон или e-mail для связи *
Тема письма   


Ваше сообщение *

Поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru