вы находитесь здесь: главная страница -> общество церковных звонарей -> наша деятельность ->
-> организация звона в храме христа спасителя

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


     Колокола России неразрывно связаны с ее историей. Бедствия Руси - вражеские нашествия, разорения, моровые поветрия в летописных сказаниях часто заканчивались скорбными словами о том, что "не было позвонения ни в колокола ни в била". И светлой радостью исполняется рассказ летописца, когда повествуется об отлитии колоколов на Руси. По мере укрепления Великого княжества Московского, развития его экономики, увеличивался вес больших московских благовестников. Для столпа Ивана Великого Великий князь Иван III приказал отлить два 400-пудовых колокола - Медведь и Лебедь. Его сын Василий III отливает тысячепудовый благовестник. Символом дальнейшего княжества становится новый колокол, отлитый по велению Ивана IV Грозного. Этот благовестник весил уже более двух тысяч пудов. Логическим завершением этого процесса ставится отливка знаменитого Царь-колокола в 1737 году. Он весил больше 12000 пудов.

    Спустя века недалеко от стен Московского Кремля был возведен Храм Христа Спасителя. Его колокола сливались с кремлевскими и колоколами сотен московских храмов. В наши дни по благословению Его Святейшества Патриарха Алексия II колокольные звоны на Храме Христа Спасителя и в Московском Кремле проводят специалисты Общества Церковных Звонарей. В 1992 году было принято решение о восстановлении Храма Христа Спасителя. Спустя три года начинается конкурс за право воссоздания колоколов Храма. Работа началась с поиска сведений об их звучании. По воспоминаниям московских старожилов, особенно хорош был звук Большого торжественного колокола, весившего 1654 пуда (27 тонн), и висевшего на юго-западной колокольне Храма. Более точные данные о звоне колокола сохранились в нотных записях Константина Сараджева. В них на нотном стане записано звучание более 300 больших колоколов Москвы и Подмосковья, в том числе и четырех больших колоколов Храма Христа Спасителя - весом 1654, 970, 635, 305 пудов.

Кроме этих сведений исследователи использовали данные акустических измерений, проведенных отцом Аристархом Израилевым. При помощи изобретенного им прибора, он достаточно точно измерил звучание колоколов храма. После этого он предложил произвести подстройку второго и третьего колоколов для приведения их звучания в более правильное звуковое соотношение. Опытные специалисты Лаборатории Колокольной Акустики изучили облик и звучание единственного из сохранившихся колоколов Храма, который находится на колокольне Троице-Сергиевой Лавры. Когда все собранные сведения были обобщены, специалисты Общества Древнерусской Музыкальной Культуры смогли определить задачи для мастеров: рассчитать профили будущих колоколов, выполнить чертежи, исполнить эскизы художественного убранства колоколов и отлить колокольный подбор, где каждый колокол должен быть строго определенного веса и звучать точно в заданную ноту. Весь комплекс работ предстояло выполнить за два месяца, до 25 декабря 1995 года. Опоздание участника даже на один день грозило снятием с конкурса. Каждый соискатель права на отливку должен был представить не менее десяти колоколов, вес которых определялся от восьми килограмм до трех с половиной тонн. Отливки, не прошедшие конкурсные испытания, возвращались изготовителю с целью их уничтожения.

     После исследования звучания были собраны все сохранившиеся сведения по внешнему виду утраченных колоколов. Проводилась фотосъемка колоколов, находящихся в Большом, Малом и прочих театрах Москвы. Очень ценным источником стали исторические описания Храма, в которых фиксировались данные о заводе и мастере, отлившем колокола. Эту работу выполнил мастер Ксенофонт Веревкин, работавший на заводе промышленника Н. Д. Финляндского. Один из крупнейших в России, завод имел давнюю историю. Он был основан знаменитым литейщиком Федором Моториным в 1686 году. На протяжении веков менялись владельцы завода и место его расположения. По официальным сведениям, будущий завод Финляндского основал Константин Михайлович Слизов в 1774 году в районе нынешних Спасской улицы и Коптельского переулка. В 1859 году завод перешел к Николаю Финляндскому. Последним владельцем завода был Павел Николаевич Финляндский. Профили колоколов, применяемые мастерами завода, в большой степени повторяли очертания благовестников династии Моториных.

     Мастера должны были украсить каждый конкурсный колокол согласно его размерам, начиная от восьми килограмм и до трех тонн, а также выполнить необходимую для этого модельную оснастку. Работа началась с разработки чертежной документации на сами колокола и их оснастку. Этим занимались сотрудники Лаборатории Колокольной Акустики. Затем изготовили модельную оснастку и разработали эскизы и чертежи художественного оформления колоколов. В модельном цехе ЗИЛа закипела работа, вновь запахло свежим деревом и клеем. Мастера нашего времени показали себя достойными преемниками умельцев прошлого. Воссоздать художественное убранство колоколов было достаточно сложно, т. к. о нем сохранилось очень мало сведений. Например, М. Мостовский в "Историческом описании Храма во имя Христа Спасителя в Москве" упоминает об орнаменте, обрамлявшем образы святых. В качестве аналогий мастера решили использовать убранство уцелевших колоколов завода Финляндского, а для трех больших колоколов весом в 64, 100 и 200 пудов разработать оформление на основе сохранившихся архивных фотографий Торжественного колокола Храма.

     При разработке художественного убранства колоколов важно было учесть все собранные сведения и требования канонов церкви. Колокола прежнего Храма имели оригинальное художественное оформление, выполненное, возможно, кем-либо из помощников главного архитектора Храма Константина Андреевича Тона или под его непосредственным руководством. Сделать такой вывод позволяют исследования орнаментального убранства самого храма и некоторых других сооружений, возводившихся в Москве по проектам К.А. Тона. По церковным канонам для скульптурных изображений и храмовых украшений предпочтительными признавались плоскостные рельефы. Кроме этого, чрезмерно высокие изображения ухудшают звук колоколов. Поэтому образы святых отливали в низком рельефе высотой не более 10-15 миллиметров. Высота орнаментов и надписей рельефа не превышала четырех-пяти миллиметров. Первыми мастера выполнили изображения архангела Михаила, Константина Великого и святого Николая Новгородского - небесных покровителей великих князей Константина, Николая и Михаила Павловичей.

     Авторам современных колоколов было известно, что Николай I отдал распоряжение выдержать внешнее и внутреннее убранство храма в древнерусском и византийском вкусе. В середине XIX века это оказалось невозможным. Ныне была предпринята первая успешная попытка оформления колоколов по образцам древнерусской пластики. По ходу поступления модельной оснастки и деталей производились украшение моделей, формовка и заливка колоколов одного за другим. Для обработки образов святых и расчеканки растительных и геометрических орнаментальных украшений потребовалось привлечь опытных специалистов по обработке изделий из художественной бронзы. После завершения механической внешней и внутренней отделки колокола покрыли специальным антикоррозийным составом, воспроизводящим темно-серую патину старинных колоколов.

     25 декабря 1995 года начались конкурсные испытания. Они продолжались несколько месяцев. 13 марта 1996 года Святейший Патриарх Алексий II торжественно освятил колокола-победители. По окончании молебна Святейший Патриарх и мэр Москвы Ю.М. Лужков произвели первый, краткий благовест в большой колокол. На следующий день были начаты работы по подвеске первых десяти колоколов на северо-восточную колокольню Храма. Святейший Патриарх поздравил зиловцев с победой и благословил на дальнейшие труды по созданию четырех больших колоколов Храма.

Следующим этапом воссоздания колоколов Храма стала отливка будничного 300-пудового колокола. К сожалению, из-за финансовых трудностей она производилась только 28 декабря 1996 года. Одновременно шла подготовка к отливке следующих колоколов - весом в 29, 18 и 9,5 тонн. Для нее подготовили специальный участок и оборудование, литейную яму и более емкую печь. Заливку произвели 31 мая 1997 года. 2 июня вскрыли форму, колокол вынули из литейной ямы и приступили к очистке от пригоревшей смеси. Менее чем через месяц большой колокол Храма Христа Спасителя был поднят и утвержден на балке юго-западной колокольни Храма. Остальные колокола - весом в 18 и 9,5 тонн - отливались точно так же, с той разницей, что на них практически не было пригара и их внешняя обработка заняла совсем мало времени. Большой практический опыт и знания позволили современным мастерам-литейщикам совершить невозможное.
После 68-летнего перерыва они возродили колокольное литье с традиционным русским звучанием.

     К празднику Преображения Господня все 14 колоколов Храма Христа заняли свои места на соответствующих колокольнях. Строители изготовили и установили специальные звонарские помосты. Пробный звон был совершен ко Всенощной праздника Преображения. На следующий день мощный, величественный звон двух больших колоколов возвестил о прибытии Святейшего Патриарха. Затем была отслужена Божественная Литургия в храме, впервые обретшем полный голос.


автор материала - Игорь Коновалов

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru