вы находитесь здесь:
главная страница -> общество церковных звонарей -> наша деятельность -> -> организация звона в храме христа спасителя | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
| ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() |
Колокола России неразрывно связаны с ее историей. Бедствия Руси - вражеские нашествия, разорения, моровые поветрия в летописных сказаниях часто заканчивались скорбными словами о том, что "не было позвонения ни в колокола ни в била". И светлой радостью исполняется рассказ летописца, когда повествуется об отлитии колоколов на Руси. По мере укрепления Великого княжества Московского, развития его экономики, увеличивался вес больших московских благовестников. Для столпа Ивана Великого Великий князь Иван III приказал отлить два 400-пудовых колокола - Медведь и Лебедь. Его сын Василий III отливает тысячепудовый благовестник. Символом дальнейшего княжества становится новый колокол, отлитый по велению Ивана IV Грозного. Этот благовестник весил уже более двух тысяч пудов. Логическим завершением этого процесса ставится отливка знаменитого Царь-колокола в 1737 году. Он весил больше 12000 пудов.
![]() После исследования звучания были собраны все сохранившиеся сведения по внешнему виду утраченных колоколов. Проводилась фотосъемка колоколов, находящихся в Большом, Малом и прочих театрах Москвы. Очень ценным источником стали исторические описания Храма, в которых фиксировались данные о заводе и мастере, отлившем колокола. Эту работу выполнил мастер Ксенофонт Веревкин, работавший на заводе промышленника Н. Д. Финляндского. Один из крупнейших в России, завод имел давнюю историю. Он был основан знаменитым литейщиком Федором Моториным в 1686 году. На протяжении веков менялись владельцы завода и место его расположения. По официальным сведениям, будущий завод Финляндского основал Константин Михайлович Слизов в 1774 году в районе нынешних Спасской улицы и Коптельского переулка. В 1859 году завод перешел к Николаю Финляндскому. Последним владельцем завода был Павел Николаевич Финляндский. Профили колоколов, применяемые мастерами завода, в большой степени повторяли очертания благовестников династии Моториных. Мастера должны были украсить каждый конкурсный колокол согласно его размерам, начиная от восьми килограмм и до трех тонн, а также выполнить необходимую для этого модельную оснастку. Работа началась с разработки чертежной документации на сами колокола и их оснастку. Этим занимались сотрудники Лаборатории Колокольной Акустики. Затем изготовили модельную оснастку и разработали эскизы и чертежи художественного оформления колоколов. В модельном цехе ЗИЛа закипела работа, вновь запахло свежим деревом и клеем. Мастера нашего времени показали себя достойными преемниками умельцев прошлого. Воссоздать художественное убранство колоколов было достаточно сложно, т. к. о нем сохранилось очень мало сведений. Например, М. Мостовский в "Историческом описании Храма во имя Христа Спасителя в Москве" упоминает об орнаменте, обрамлявшем образы святых. В качестве аналогий мастера решили использовать убранство уцелевших колоколов завода Финляндского, а для трех больших колоколов весом в 64, 100 и 200 пудов разработать оформление на основе сохранившихся архивных фотографий Торжественного колокола Храма. При разработке художественного убранства колоколов важно было учесть все собранные сведения и требования канонов церкви. Колокола прежнего Храма имели оригинальное художественное оформление, выполненное, возможно, кем-либо из помощников главного архитектора Храма Константина Андреевича Тона или под его непосредственным руководством. Сделать такой вывод позволяют исследования орнаментального убранства самого храма и некоторых других сооружений, возводившихся в Москве по проектам К.А. Тона. По церковным канонам для скульптурных изображений и храмовых украшений предпочтительными признавались плоскостные рельефы. Кроме этого, чрезмерно высокие изображения ухудшают звук колоколов. Поэтому образы святых отливали в низком рельефе высотой не более 10-15 миллиметров. Высота орнаментов и надписей рельефа не превышала четырех-пяти миллиметров. Первыми мастера выполнили изображения архангела Михаила, Константина Великого и святого Николая Новгородского - небесных покровителей великих князей Константина, Николая и Михаила Павловичей. Авторам современных колоколов было известно, что Николай I отдал распоряжение выдержать внешнее и внутреннее убранство храма в древнерусском и византийском вкусе. В середине XIX века это оказалось невозможным. Ныне была предпринята первая успешная попытка оформления колоколов по образцам древнерусской пластики. По ходу поступления модельной оснастки и деталей производились украшение моделей, формовка и заливка колоколов одного за другим. Для обработки образов святых и расчеканки растительных и геометрических орнаментальных украшений потребовалось привлечь опытных специалистов по обработке изделий из художественной бронзы. После завершения механической внешней и внутренней отделки колокола покрыли специальным антикоррозийным составом, воспроизводящим темно-серую патину старинных колоколов. 25 декабря 1995 года начались конкурсные испытания. Они продолжались несколько месяцев. 13 марта 1996 года Святейший Патриарх Алексий II торжественно освятил колокола-победители. По окончании молебна Святейший Патриарх и мэр Москвы Ю.М. Лужков произвели первый, краткий благовест в большой колокол. На следующий день были начаты работы по подвеске первых десяти колоколов на северо-восточную колокольню Храма. Святейший Патриарх поздравил зиловцев с победой и благословил на дальнейшие труды по созданию четырех больших колоколов Храма. ![]()
К празднику Преображения Господня все 14 колоколов Храма Христа заняли свои места на соответствующих колокольнях. Строители изготовили и установили специальные звонарские помосты. Пробный звон был совершен ко Всенощной праздника Преображения. На следующий день мощный, величественный звон двух больших колоколов возвестил о прибытии Святейшего Патриарха. Затем была отслужена Божественная Литургия в храме, впервые обретшем полный голос. автор материала - Игорь Коновалов |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | ||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |