вы находитесь здесь: главная страница -> общество церковных звонарей -> председатель оцз | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
| ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() |
Я родился 1 ноября 1959 года в приходе храма Рождества Пресвятые Богородицы, что в селе Владыкине, где в том же году был крещен в православии троекратным полным погружением под руководством своей бабушки, Коноваловой Анны Иоанновны.
Наша семья издавна являлась попечителем святого храма этого села, и даже пожертвовала золото на купола его, которое до последнего времени сияло с высоты его пятиглавия и храмовой колокольни. Поелику семья бабушки моей была оного храма попечительницей, то старшие братья родителя моего являлись при храме почетными хоругвеносцами и имели в церкви постоянное место молитвенного стояния. ![]() Посещая богослужения патриарха Алексия I (1944-1970), мы непременно слушали, предваряющий их звон колоколов Богоявленского патриаршего собора. Руководил звонами храма в те времена ныне покойный Иван Иванович Довбня. Человек, несомненно, талантливый, но имевший своеобразное представление о традициях московских колокольных звонов и привнесший в елоховский звон много странностей, одной из которых, к примеру, была его манера звонить сидя. Но все это стало понятно нам позже, когда мы познакомились со звонами московского Ново-Девичьего монастыря и со звонами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Робкие попытки проникнуть на Новодевичью колокольню окончились полным провалом и я, тогда еще ученик младших классов весьма средней школы, находил единственную радость в прослушивании звонов снизу. Около 1973-го, я приобрел небольшой японский магнитофончик на круглых батарейках и увлекся записью колокольных звонов. Хотя, конечно, никакая звукозапись не заменит полноты ощущения, слагаемого из архитектурного ансамбля, храмового служения братии, монастырского пения и, естественно, колокольного звона, разносящегося далеко окрест. Начиная с 1982 года при московском отделении Общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) начали проводиться субботники по восстановлению отдельных объектов культуры, находившихся в неблагополучном состоянии. О таковых работах, производившихся в Даниловом монастыре, мне сообщил Николай Андреевич Воробьев - московский старожил, родившийся в 1905 году, видевший Императора и многое, многое другое. Вместе с ним мы и приходили на работы по субботам. ![]() Надвратная 30-ти метровая колокольня Храма Симеона Столпника была снесена накануне Отечественной войны, как возможный ориентир для налетов вражеской авиации. В период с 1984 по май 1985 года работы по ее восстановлению были, в основном, завершены. Для нее было собрано около 35 колоколов из различных мест. Новоприбывшие колокола классического подбора не составляли и никогда прежде вместе не звучали, хотя надобно сказать, что, благодаря обертоновому богатству старых русских колоколов, умелый звон на даниловской колокольне воспринимается достаточно хорошо. Естественно, что в 1985 году никто из новоявленных даниловских звонарей в тонкостях оборудования русских колоколен не разбирался. Поэтому было решено отправиться по известным церковным колокольням, что бы, изучив системы оборудования и приемы звона, применить полезное на даниловской колокольне. Однако не всякая колокольня или звонница годилась для изучения. Первым условием была возможно полная сохранность колокольного подбора "звона", вторым - исполнение звона мастерами-профессионалами, владеющими старой традицией звона. Самым близким местом была колокольня московского Новодевичьего монастыря, хотя и понесшая потери в колоколах, но сохранившая основные тяжелые благовестные и прочие колокола. Особой же ценностью было тогда еще в полную силу исполнение звонов Владимиром Ивановичем Машковым, сохранившим традицию московских звонов начала века. Регулярные посещения (два раза в год) колокольни Свято-Троицкой Сергиевой лавры дали понятие о тамошних звонах и колоколах. Весьма многому меня научило пребывание в Псково-Печерском монастыре, где звон не прекращался ни на один день с 1473 года, где сохранился колокольный подбор и была жива традиция колокольного звона. В Печерах я перезвонил на всех колоколах, кроме трельных. Особенное удовольствие испытываешь от двух больших очепных (240 и 190 пудов) колоколов. Так же, звонил я и в Лавре у отца Михея, и в Новодевичьем монастыре у Владимира Ивановича Машкова. Нельзя не отметить громадного значения грампластинок с колокольными звонами, которые выходили в 1960-70-е годы. Особенно записанные под руководством Николая Николаевича Померанцева. Ростовские звоны, лаврские, псковские и новодевичьи. Немало колокольных фонограмм сохранилось на киностудиях и использовалось в фильмах на исторические темы, мы изучали и их. ![]() В 1992-93 годах мне пришлось участвовать в воссоздании Казанского собора на Красной площади в Москве, колокола для которого поступили из Кремлевского Дворца съездов. Засим началась эпопея новостроительства Храма Христа Спасителя. На конкурсе колоколов победу одержал ЗИЛ, доказав преимущество московского колокольного литья. В составе комиссии были В.И. Машков, игумен Михей, Валерий Алексеевич Диш, один из старейших российских кампанологов Владимир Никанорович Кузнецов, и я. Все мы единогласно голосовали за зиловский подбор. Игорь Коноваловъ |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | ||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |