вы находитесь здесь: главная страница -> библиотека -> статьи и.в.коновалова ->
-> звонница, колокольня и колокола покровского с... -> стр.2

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



     Следующим по времени следует изображение звонницы Покровского собора на карте Москвы, так называемой «Кремленаград». Внизу карты изображен Покровский собор и стоящая рядом с юго-востока от собора громадная трёхъярусная, трёхпролётная звонница. В широких и высоких арках двух ярусов звона звонницы хорошо видны колокола.
Звонница Покровского собора
Фрагмент плана «Кремленаград» 1600 года
     Три больших очевидно очепных, валовых благовестника, расположены в верхнем, а колокола меньших весов и размеров подвешены по нескольку штук в нижнем ярусе. Три арки основания звонницы являются основанием для верхних ярусов. Справа, для подъёма звонарей к колоколам верхних ярусов пристроена широкая каменная лестница. Удивляют масштабы изображения звонницы и тщательность проработки деталей. Даже Покровскому собору картографы уделяют меньше внимания.

     Именно к этому времени, т.е. 1602 г., относится первое упоминание звонницы и её двенадцати колоколов, оставленное одним из сотрудников датского посольства: "Главы крыты листовой медью так искусно и разнообразно, что дивишься…. рядом возле стоит высокая стена с несколькими сводами в которых висят 12 больших и малых колоколов" [6]. Интересно отметить, что датчанин восторгается разнообразным покрытием соборных глав медью, а изографы оставили это узорочье без внимания. Вероятно, строительство звонницы и установка двенадцати колоколов к этому времени были завершены, а вот главы оставались ещё прежние.

Звонница-стена Костромского Ипатьевского монастыря Реконстр. И.В. Коновалова
     Довольно точный образ звонницы Покровского собора сохранился в первоначальной композиции звонницы костромского Ипатьева монастыря [7], постройка которой относится ко времени правления Царя Бориса Фёдоровича Годунова и сооружена при участии его ближайших родственников.

     Костромской архитектор - реставратор Леонид Сергеевич Васильев сообщил мне о том, что ипатьевская звонница завершалась тремя деревянными шатрами. Аналогичный вид, после реставрации приобрела звонница тихвинского Большого Успенского монастыря, первоначальное сооружение которой тоже относится ко времени правления Царя Бориса Годунова.

     Следующие по времени изображения звонницы Покровского собора относятся к 30-40 и началу 60 г. XVII в. Это рисунки собора и его звонницы представленные в изданиях Адама Олеария и Августина Меерберга [8]. Сравнивая указанные изображения видим, что речь идёт об одном и том же сооружении. Нам представляется ярусная звонница-стена, обстроенная с востока и юга различными сооружениями и пристройками, среди которых пристройки, находящиеся с запада от звонницы, увенчаны двумя куполами луковичной формы. На изображении А. Меерберга видно, что отсутствуют три шатра, венчавшие звонницу на более раннем изображении у А.Олеария. Причиной тому мог стать один из частых московских пожаров.

     От пытливого взгляда исследователей, по неизвестной причине ускользало серьёзное изменение в архитектуре покровской звонницы, пришедшие с начала XVII в. до 30-х годов столетия. Звонница была не только обстроена разными пристройками, но и претерпела полную реконструкцию своей венчающей части. Это хорошо видно при сравнении звонницы на годуновском плане Москвы и чётким и детальным видом звонницы в издании А.Олеария. На «Кремленаграде» мы видим высокую стену с арками в три яруса, на ровной кровле которой возвышаются три шатра почти равных по высоте.
Звонница Покровского собора
Рисунок из книги Адама Олеария. 1630-е годы
     У А.Олеария мы видим, что нижний ярус звонницы - её основание с востока закрыт пристройкой – подобием гульбища, перекрытого крышей на столбах, причём гульбище с крышей возведено не для удобства звона в колокола, так как полностью отсечено крышей от колоколов, расположенных на двух верхних ярусах. Верхний ярус звонницы, состоящий из более широкого и высокого среднего пролёта и двух меньших увенчан тремя разновеликими шатрами, подобно верхнему ярусу аналогичной звонницы церкви Троицы в Вязёмах.

     Вполне понятны причины перестройки прежней годуновской звонницы новой правящей династией в первой четверти XVII в. Храм Покрова всегда имел большое значение в духовной и политической жизни России. Забота о храме и его голосе соответствовала задачам первого государя из дома Романовых. В этом же ряду колокольных деяний молодого царя Михаила Фёдоровича и его Отца и богомольца Патриарха Филарета можно указать переливку на свои имена колокола «Реут» с плеча церкви Рождества Христова и постройку громадной Филаретовой колокольницы в московском Кремле. Косвенно, на время надстройки годуновской звонницы указывает отливка для неё нового благовестника мастером Игнатием Максимовым в 1621 г. [9] Игнатий Максимов был ведущим мастером московского пушечного двора и работал вместе с Андреем Чоховым.

     Итак, подводя некоторые итоги, можно выделить и обосновать по крайней мере три этапа возведения первоначальной звонницы-стены при Покровском соборе:
     - первый этап – одноярусная стена с тремя колоколами, выстроенная на момент освящения «церквей новых», до окончания центрального шатра.
     - второй (годуновский этап) – либо перестройка первоначальной звонницы, либо её надстройка двумя ярусами с тремя высокими деревянными шатрами
     - третий (романовский этап) – надстройка годуновской звонницы верхним ярусом с разновеликими арками и разными по высоте шатрами. Обстройка звонницы различными палатками и церквами-приделами.
Звонница Покровского собора
Рисунок из альбома А. Мейерберга. 1661 год
     Дата постройки шатровой колокольни определяется между 70-80 гг. XVII в. Это легко обосновывается множеством аналогичных деталей других, датированных колоколен или храмовых зданий того же времени. Представляется, что мощная прямоугольная подколоколленная палатка нижнего этажа уже существовала. По сему, каменщики возвели над нижней сводчатой палаткой ещё одну, на которую и поставили столбы яруса звона, завершенного высоким шатром. Весь колокольный подбор прежней звонницы - стены был перенесён и установлен в арках яруса звона новой колокольни. Таким образом, звонница – стена исчезает из документов и внимания исследователей.

     Из документов и описаний работ по реконструкции Покровского собора видно, что в 80-е г. XVII в., в подклетах собора, вблизи новой колокольни и в ней самой устраиваются множество приделов, хорошо представленных в издании о соборе [10]. Из документов видно, что почти все пристроенные позже приделы упраздняются и разбираются по указу правящего архиерея – Архиепископа Московского и Коломенского Платона в 1781 г. В 1812 году разбирается апсида у колокольни.

     С тех пор никаких значимых изменений архитектура соборной колокольни не претерпела.

1 стр.     2 стр.     3 стр.     4 стр.

Статьи И.В. Коновалова

Алфавитный указатель

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru