вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокола в культуре ->
-> колокола московии глазами иноземных путешеств... -> алеппский

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


Павел Алеппский

  Архидиакон Павел Алеппский был в Москве дважды: в 1655-1656 и 1666-1669 годах. Будучи весьма любознательным человеком, в своих записках описал все, что видел и слышал во время своего продолжительного путешествия: страну, нравы и обычаи жителей, селения и города, замечательные здания, торжественные богослужения, в которых участвовал вместе со своим отцом, и события, которых был свидетелем. Описывая церкви и монастыри, Павел Алеппский не обошел внимаем и колокола. Очень интересны и подробны его заметки о колокольне Ивана Великого, на которую он лично поднимался. А в 1655 году Алеппский стал очевидцем отливки благовестного колокола царя Алексея Михайловича, выполнял которую молодой мастер Александр Григорьев.

Из Путешествия антиохийского патриарха Макария в Россию,
описанное его сыном архидьяконом Павлом Алеппским

Путивль. Иностранцы в России. Отношение к ним русских.
Сербский митрополит. Посещение патриарха воеводой.
Описание города Путивля, крепости и церкви

     ...Колокола на колокольнях их церквей все из превосходной желтой тазовой меди, и уже от маленького удара звук разносится на далекое расстояние. Но их не раскачивают веревками люди, как в Молдавии и в земле казаков, и к их железным языкам привязаны бечевки, а в них звонят снизу подростки и дети, ударяя языком о края: получается приятный и сильный звук, сладостный для слуха - устройство прекрасное и остроумное. Колокольни и башни бывают круглые, осьмиугольные, красивой архитектуры, с приподнятыми, высокими куполами. Таков вид куполов их церквей; они приподняты, тонки, не похожи на купола земли казацкой, которые подобно как в нашей стране широки и круглы.

Леса. Пожары. Жилища. Женщины и их одежда.
Мужчины, их одеяния и бороды. Дальнейший путь

     ...Вечера у жителей этих стран, от Константинополя до сих мест очень мрачны, ибо пожары бывают у них беспрестанно. В Молдавии и Валахии, в случае пожара, обыкновенно кто-нибудь ударяет в большой колокол об один из его краев, причем раздается страх наводящий гул, крайне неприятный и пугающий; это служит знаком людям сбираться для тушения пожара или спасаться. В московской же земле ударяют в приятный по звуку колокол, висящий над городскими воротами. Но что до нас, мы были в постоянном страхе.
Снетогорский монастырь. Фрагмент. 1665 год
Рисунок Николаса Витсена

Монастырский сад. Колокольни. Киев

     ...За вратами великой церкви две колокольни, одна насупротив другой, с западной стороны. Они деревянные, высокие, четырехугольные. Одна из них очень высокая и подъем на нее равняется всходу на минарет Исы в Дамаске. Она громадна и имеет много камор внутри; на верх ведет большая витая лестница. Наверху висят на деревянных брусьях пять больших и малых колокола; там же находятся, скрытые в каморе, большие железные часы, бой которых слышен на большом расстоянии. Они возвещают каждую четверть часа одним ударом в малый колокол; когда пройдет час, они ударяют четыре раза тихо, потом бьют известное число часов в большой колокол. В то время, 24 июня, они били до вечера 24 часа, таким образом день имел и 7 4/2 часов, а ночь 6 1/2. У них есть извне, на стене колокольни, круг для солнечных часов. Другие часы висят снаружи каменной колокольни церкви Троицы, о коей мы упоминали. Когда большие часы вечером пробьют 24 часа, эти ударяют много раз в железную доску с сильным боем, дабы слышали находящиеся вне монастыря, вошли и заперли ворота. Другая колокольня, насупротив, ниже первой. На ней висит огромный колокол, подобного которому мы еще не видывали: он величиной с небольшой шатер и весит около 50 алеппских кинтаров (Кинтар = 15 пуд. 25 ф.).

Прилуки. Густынский Троицкий монастырь

     ...Еще раньше пригласили нашего владыку-патриарха совершить служение, и мы готовились к литургии; но как возможно служить ее, не спавши? В четвертом часу ночи ударили в била, - ибо ночь была только 8 часов - и мы встали в полночь. Впрочем, в этих святых, ангельских монастырях есть хороший обычай, что сначала ударяют долгое время в один колокол раздельно, давая знать, чтобы спящие пробудились и, встав от сна, оделись не спеша: не так, как в стране валахов и молдаван, где входят в церковь в момент звона колоколов. Мы пошли в церковь, не вкусивши сна. Начали пение на утрени, чтение псалмов и молитв нараспев. Вышли мы только после рассвета, чувствуя головокружение.

Далее >>

1 стр.     2 стр.    3 стр.    4 стр.    5 стр.

<< К оглавлению

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru