вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> колокольный декор -> -> история орнаментации церковных колоколов -> страница 3 | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
| ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() |
Профиль любого колокола состоит из двух поверхностей: внешней и внутренней. Внешний профиль имеет довольно сложную структуру. ![]() Наиболее распространенным является Маточник с шестью Ушами: двумя одинарными и двумя парными. Подобные Короны известны на колоколах весом от полупуда (8 кг) до двух тысяч пудов (32 т). Такие огромные колокола Московского Кремля как Большой Успенский и Царь-колокол имеют короны из Маточника и восьми Ушей. Следующий обязательный элемент - это Сковорода - круглое утолщенное основание Короны. Далее следует Глава, состоящая из Плечей и двух ярусов поясков - верхнего и нижнего. Между поясками размещают надпись. Вверху поясков могут располагаться изображения Сил Небесных или иные украшения. Под нижними поясками находятся Поля, отделенные от Вала сложным трехсоставным пояском. Самой нижней частью внешнего профиля колокола является Губа, которая также отделена от Вала пояском. Художественное оформление любого колокола зависит от вкусов эпохи. Обычно оно состоит из нескольких элементов - рельефных икон, орнаментальных фризов, картушей, надписей и орнаментов. ![]() Наряду с вкладными надписями появляются орнаментальные пояса, украшающие верхнюю часть полей колоколов. Орнаментами украшают и уши колоколов. Особенно выделялись в середине XVI века псковские мастера, украшавшие свои изделия причудливыми сочетаниями трав и животных в орнаментальных поясках. Надписи на псковских колоколах размещаются даже по верху сковороды. ![]() Наиболее ранние рельефы на колоколах - это изображения Сил Небесных: шестикрылых Серафимов и Херувимов. На разных колоколах они могут быть изображены по разному, но каждому колоколу соответствует определенный вид изображения Сил Небесных. Рельефные изображения икон в поточном производстве российских колоколов появляются довольно поздно, не ранее конца XVIII века. Подлинным расцветом украшательства русских колоколов стало время с семидесятых годов XIX века по 1917 год. В этот период на поверхность колокола, вопреки его архитектуре, ставились разностильные и разномасштабные элементы декора, порой заполнявшие всю поверхность изделия. Часто колокола обтачивали с внешней стороны и покрывали рельефы бронзовой и серебряной пудрой. ![]() Ныне лучшие современные производства изучили и используют ставшую классической систему украшения церковных колоколов. Надписи на колоколах чаще всего исполняются в орфографии XVII и XIX веков или в современной традиции, т.е. заглавными церковнославянскими буквами без знаков препинания. Специалистами Общества Церковных звонарей Московской Патриархии был разработан образец надписи, помещаемой на колоколе: ОТЛИТ КОЛОКОЛ СЕЙ КО ХРАМУ (именование храма) В ЛЕТО (……..) ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА А ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА (……..) В ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬСТВО СВЯТЕЙШЕГО АЛЕКСИЯ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ, ПРИ (МИТРОПОЛИТЕ АРХИЕПИСКОПЕ ИЛИ ЕПИСКОПЕ дать титул правящего архиерея) В НАСТОЯТЕЛЬСТВО (титул настоятеля храма) ТЩАНИЕМ РАБОВ БОЖИИХ (ИМЕНА ВКЛАДЧИКОВ). ЛИТ СЕЙ КОЛОКОЛ НА ЗАВОДЕ (наименование предприятия, мастером или мастерами). ВЕСУ В СЕМ КОЛОКОЛЕ ПУДОВ (…) ФУНТОВ (…).
|
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | ||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |