вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> технология литья -> -> серебряные колокола -> страница 2 | ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
| ||||||||||||
![]() | ||||||||||||
![]() |
Шашкина Татьяна Борисовна 3. Цвет ![]() В зависимости от содержания олова сплавы системы медь-олово обнаруживают целую гамму различных цветовых оттенков: при 4-5% бронза имеет желтоватый цвет, при 10-12% - оранжевый, при 14% - желтый, при 20% - желтовато-серый, при 22% - беловато-серый, при 24% - серебристо-белый, при 27-32 % - серебряный, при 38% - серый. И вот что интересно. Как результаты исследований русских колоколов, так и данные для некоторых западноевропейских [8] показывают, что ранние колокола (XI-XII века) были небольших размеров и практически всегда имели повышенное содержание олова - до 23-26%. Колокольная бронза такого состава имеет серебряный вид (археологи поэтому пишут: "белый сплав", "зеркальный сплав"); самым "серебряным" из числа исследованных автором оказался колокол XI века древнерусского Переяславля (его остатки хранятся в историческом музее города Переяслава-Хмельницкого), в этом колоколе 29,4% олова (по этой причине он, вероятно, и разбился). Позднее, примерно к XV-XVI векам, когда колокололитейное ремесло уже овладело техникой отливки крупных колоколов, с высоким содержанием олова в сплаве стали отливать только такие же небольшие колокола, как и более ранние; для больших же назначали гораздо более низкое содержание - 17-18%, очевидно, из соображений гарантированной прочности. И уже совсем в недавнее время, на последнем этапе эволюции ремесла, произошла своего рода унификация рецепта к единому среднему составу (20-22% олова) для колоколов любого веса и размера, ставшему своебразным международным стандартом. Таким образом, в силу производственной традиции колокололитейного ремесла колокола относительно небольших размеров (диаметром до 60-90 см) отливались с повышенным содержанием олова и по этой причине - из-за высокого относительного количества ![]() 4.Серебряные колокола и серебряные голоса. Серебро в легенде функционирует не только как примесь благородного металла, но и как чистый, мелодичный, переливчатый серебристый звук - точь-в-точь в такой же оценке, какая часто дается голосам хороших певцов. Откуда появились словосочетания "серебристый звон", "серебряный голос", "серебристый смех", ставшие фразеологизмами не только русского, но и европейских языков? Каковы особенности звучания хороших голосов и хороших колоколов, которые определяют одинаковость их субъективной оценки - серебряный? Прежде всего, нужно заметить, что практика музыкального искусства выработала ряд критериев для оценки различных звучаний - по высоте, громкости и тому, что нас более всего будет интересовать, - тембру, иначе говоря, характеристике, определяющей качество воспринимаемых звуков - "глубину", "цвет", "окраску" (густой, мягкий, бархатистый, светлый, тонкий, яркий, тусклый, глухой).
Приводимые В.П. Морозовым данные показывают, какую роль играют высокие спектральные составляющие в обеспечении эстетических оценок звонкости. Здесь дело, прежде всего, в том, по-видимому, что высокая певческая форманта целиком попадает в область максимальной чувствительности слуха (1000-3000 Гц). Кроме того, в этой же области сух отличается повышенной способностью по высоте: так, звуки с частотой в области 2000 Гц воспринимаются как различные, если они отличаются по высоте всего 0,1-0,4% - не потому ли в "серебряных" голосах слышится трель соловья? Теперь вернемся к историческим "серебряным" колоколам. Как уже говорилось, факт наличия таких колоколов в России подтверждается свидетельствами историков - как правило, это колокола небольших размеров с повышенным содержанием олова. К сожалению, акустические исследования этих колоколов не проводились. Но вот что дает сравнительный анализ данных немецкой колокольной истории. В Эрфурте (ГДР) было несколько колоколов, исконно считавшихся "серебряными". Известный колокольный мастер и исследователь колокольного искусства Ф.П. Шиллинг приводит следующие сведения об этих колоколах: колокол "Безымянный" ("Sine nomine"), отлитый в 1475 году Отто Янсоном, - самый малый из "серебряных" колоколов - не сохранился; колокол "Кантабона" (1492 год), около 600 кг с диаметром 65 см, основной тон - фа второй октавы; четырехсоткилограммовый колокол, посвященный Козьме и Дамиану (отлит в 1625 году), - самый большой по размеру из "серебряных" колоколов Эрфурта, его диаметр 69 см, основной тон - ре-бемоль второй октавы; небольшой зазвонный колокол "Ангельский" (1475 года, работы выдающегося мастера Клауса фон Мюльхаузена) в 250 кг с диаметром 55 см, тон - ля-бемоль второй октавы. К этому можно прибавить и сведения одного из проспектов колокололитейной мастерской Шиллингов: для нового карильона города Магдебурга в 1977 году был отлит набор бронзовых колоколов, из них четыре наименьших называются "серебряными" из-за серебристо-светлого звучания. Приводится и основной тон этих колоколов: ля второй октавы, до-диез, ми и фа-диез третьей октавы [11]. Что же мы видим? Основной тон колоколов с серебряным тембром приходится на область второй и третьей октав, область частот 500-2000 Гц. Но нужно учесть и то, что основной тон определяет только высоту воспринимаемого слухом звучания колокола, суммарный же акустический эффект звучания создается всей совокупностью тонов - основным и частичными тонами - обертонами, так как спецификой колокольных звучаний как раз является особое обертоновое богатство, большой набор отдельно воспринимаемых призвуков. Как минимум пять из них слышны даже в небольших колоколах: основной тон, тон октавой ниже основного тона, тон октавой выше и два промежуточных - терция и квинта (то есть ряд 1/2f0, f0, 4/3f0, 3/2f0, 2f0). Мы видим, таким образом, что вся доступная слуховому восприятию звуковая масса серебряных колоколов приходится на область максимальной чувствительности слуха, с гарантией охватывая спектральный участок верхней певческой форманты - фактор серебристости в восприятии музыкальных тембров. Приведенные данные, как кажется дают возможность предположить момент исторической привязки в легенде о серебряных колоколах, как бы ту ее "материальную базу", которая могла послужить источником устойчивых психологических оснований для возникновения представлений о серебре в колоколах - существование реальных исторических колоколов серебряного цвета с серебряным звуком.
Теперь сосредоточим внимание на другом вопросе - этической и эстетической стороне легенды. Вплоть до начала ХХ века колокола, как правило, дарили, жертвовали. Очень часто это вызывалось какими-нибудь особыми, даже чрезвычайными событиями, когда жертвователь в результате сильного душевного потрясения, в акте щедрости, раскаяния, в знак памяти или обета, в подарок хотел отлить колокол самый большой, самый красивый, самый ценный, самый благозвучный. Это отражено и в надписях на русских колоколах: отлит "подаянием", "коштом", "вкладом", "иждивением", "тщанием", сообщается, кто дал вклад и в знак какого события [12]. Из таких же этических побуждений часто делались денежные сборы, сборы серебряных монет или ложек. Приведем свидетельства: "При отливке некоторые из присутствующих, благоговейно крестясь, бросают в растопленную массу серебро, принося этим посильную лепту, другие же полагают, что звон от этого будет чище" [13]; "долгое время считалось, что при добавлении серебра в колокольный сплав получается более чистый звук, благодаря благочестию верующих такие взносы были не малы. Теперь уже определенно отказались подмешивать серебро в сплав; мы склонны считать, что в прежние времена серебро жертвователей попадало не столько в печь, сколько в кошелек мастеровых" [14]. В упомянутой выше китайской сказке для отливки самого большого на земле колокола приглашается самый искусный мастер. Дочь мастера отыскивает самое желтое золото, самое белое серебро, самое черное железо. А когда это не помогает, бросается в чан с расплавленным металлом, чтобы ее кровь смешалась с серебром, железом и золотом. Только тогда получается колокол огромный, без единой трещины, голос его то прозрачен и нежен, как перелив горного ручейка, то грозен и величественен, наполняя все сердца радостью и покоем, делая их отважными и мужественными. И это можно понять. Образ колокола апеллирует к глубоким слоям сознания, вызывает сильные зрительные и слуховые ощущения, основанные на оценке цвета и тембра, на переносе слуховых впечатлений на зрительные и обратно, выражая предощущение красоты, идеала. Мы видели, что авторы легенды не имеют никакого представления о том, что представляет собой колокольный сплав. В попытках перевести на язык слов внутренне переживаемые зрительные и звуковые ощущения, они как бы "материализуют" их в благородный металл. Серебро в легенде - чистая метафора, своего рода "народная алхимия": из-за сильной эстетизации ощущений тайна превращения обычного металла в сплав с особыми свойствами становится тайной превращения заурядной меди в незаурядной серебро или золото. Таким образом, колокол, как объект художественного восприятия содержит и предметный, материальный аспект. Не потому ли так трудно отделимы друг от друга реальное и фантастическое в легенде о серебряных колоколах? Примечания: [1] Сафонов В. Колокол Говерлы. М., 1950. С.9 [2] Lebedur M. Die Legierungen in ihrer Anwendung fur gewerbliche Zwecke. B., 1980. S. 68-69; Кнаббе В.С. Литейное дело. Спб., 1900. С. 219-220 [3] Ellerhorst W. Handbuch der Glocenkunde. Weingarten, 1957. S 79-80; Sorensen P.G. Acta campanologica, 1977, v.2, № 1, p.19. [4] Пыляев М. Исторический вестник. Спб., 1896. Т. 42. С.177 [5] Там же. С. 202. [6] Рыбаков С.Г. Церковный звон в России. Спб., 1896. С. 17. [7] Schad C. R., Warlimont H. Metall. 1972. 26 Jg. H. 1, S. 10 [8] Скиндер В.А. Бронза. Ее природа и история с древнейших времен. Спб., 1908. С. 80. [9] Макарий. Зап. Имп. Археологич. О-ва. Спб., 1850. Т. III. С.78 [10] Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. Л., 1977 [11] Schilling F. P. Erfurter Glocken. B., 1968 [12] Мартынов А.А. Русский архив. Спб., 1896. Ч. 34. В.1, 3, 4. [13] Пыляев М. Указ. Соч. С. 178 [14] Viollet-de-Duc E. Dictionnaire Raisonnе de L'Architecture Fransaise du XI-e au XVI-e siecle. P., 1868. t. 3, p. 282
Материал подготовлен: Благодарим за помощь в подготовке материала
Светлану и Владимира Нарожных - decorbells.ru ![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | ||||||||||||
© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013 |