вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> колокола россии -> колокола ростова великого

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



     Ростовские звоны дошли до наших дней примером былого гармонического согласия колоколов. Им посвящено немало книг и научных статей, они звучат во многих кинофильмах, большими тиражами выпускаются их записи.

     Ростовская звонница

     Ставшая классической большая звонница Ростова Великого, сооружение которой относится к 80-м годам XVII века, соединяет в себе все лучшие качества как архитектуры, так и подбора колоколов, которые были накоплены многовековым опытом. Господним промыслом Ростовской земле было уготовано стать неким хранилищем единственной сохранившейся звонницы с колокольным подбором, включающим в себя сверхтяжелые колокола, и великолепное архитектурное сооружение, где все подчинено одной цели - улучшению звучания колокольного ансамбля.

    В этом смысле Ростовская земля является неиссякаемым кладезем для изучения русского колокольного наследия, потому что, как мы знаем, даже комплекс колоколен Московского Кремля понес практически невосполнимые потери в колоколах. 90% русских храмов остались без своих колокольных голосов и сейчас, к сожалению, проезжая мимо многих сел и обителей, видишь храмы с пустыми колокольнями, где нет ни одного колокола.

     Ростовская звонница Ярославской епархии является для нас хранительницей культуры подбора колоколов, исполнения звонов и использования старинных звонарских приспособлений. Если бы не было ростовской звонницы, вряд ли можно было бы сейчас говорить о возрождении колокололитейного искусства и искусства церковно-звонарского во всей своей полноте по всей русской Православной Церкви.

Игорь Коновалов




     История Ростовской звонницы

     Первые свидетельства летописи о существовании при ростовском Успенском соборе колоколов, а значит, и звонницы, восходят к началу XV века. Однако […] определенно судить о колоколах соборной звонницы и способе применявшегося на ней звона можно лишь, начиная с 1635 года. К этому времени относится известие о вкладе царя Михаила Федоровича в Успенский собор[…]. Богатый вклад кроме всего прочего включал в себя "благовестной колокол, и в нем меди и олова 253 пуда; да два колокола подзвонных, а в них 58 пуд 5 гривенок, и за те колокола и за железо, что в языке ж и веретене и в скрепе, и за колоду, на чем благовестному колоколу ходить, 1430 рублев 5 алтын 3 деньги". Таким образом, можно заключить, что в то время на звоннице применялся очепной звон, то есть, по крайне мере в некоторые колокола звонили путем раскачивания самого колокола на вращающемся особом валу - "веретене" с "колодой". В последующие десятилетия колокольный подбор существенно увеличился за счет вкладов. Несомненно, на той же звоннице находился и дошедший до наших дней колокол "Баран" - единственный сохранившийся колокол работы Емельяна Данилова, весом в 80 пудов, отлитый в 1654 году.

     […] При создании ныне существующей звонницы ростовского Успенского собора произошел полный отказ от очепного способа звона. Датировка строительства звонницы основана на времени отливки самых больших колоколов ее нынешнего подбора. Второй и третий по величине колокола "Полиелейный" и "Лебедь" были отлиты в 1682 году известным мастером Филиппом Андреевым, вероятно, специально для этой звонницы. Можно предположить, что около этого времени и возвели трехпролетную звонницу. Руководил строительными работами талантливый зодчий - Петр Иванович Досаев. По всей вероятности, он принимал участие и в строительстве особой "башни" для огромного колокола "Сысой", отлитого в 1688 году московским литейщиком Флором Терентьевым. Ее пристроили к уже существующей звоннице. При близком рассмотрении хорошо заметен небольшой зазор между первоначальной звонницей и "башней" для "Сысоя". Таким образом, примерно к 1689 году ростовская звонница приобрела тот облик, который мы видим сейчас.

     […] Архитектурный облик соборной звонницы сформировался под влиянием нескольких факторов. Во-первых, наличие огромных колоколов в подборе потребовало сооружения звонницы именно "палатного" типа. Именно в это время (вторая половина XVII века) они получили наибольшее распространение. Во-вторых, нижний ярус звонницы был предназначен для церкви Входа Господня в Иерусалим. Церковь с таким посвящением существовала на соборной площади по крайней мере с середины XVII века. […]При строительстве новой звонницы было решено средний объем ее нижнего яруса отвести под церковь, что существенно повлияло на внешний облик сооружения. Здание звонницы было выстроено с особым пониженным, прямоугольным объемом алтаря. С запада в средней части было устроено подобие лоджии, перекрытой широкой аркой, которая выделяла вход в храм. Таким образом, соборная звонница представляет собой один из вариантов сооружений "иже под колоколы". […] Вероятно, и боковые помещения нижнего яруса изначально тоже предназначались для каких-то церквей. Об этом свидетельствуют сохранившиеся пазы для крепления иконостасов.

     […] Внешний облик звонницы должен был соответствовать оформлению Успенского собора начала XVI века. Действительно, ее стены украшают декоративные пояса, напоминающие архитектуру собора, сходно по архитектуре оформление окон и закомар-кокошников, завершающих ярус звона. Однако, ряд элементов напоминает, что звонница является памятником своего времени. Целый ряд архитектурных деталей находит аналоги в оформлении храмов и светских зданий Ростова этой эпохи: Введенской церкви Араамиева Богоявленского монастыря (1650-е годы), Георгиевского храма Белогостицкого монастыря (1680-е годы), церкви Спаса на Песках (конец XVII века), Белой столовой палаты Ростовского Кремля (1670-е годы), Водяной башни и др. Сама же конструкция звонницы имеет прямые аналоги среди построек, относящихся к кругу деятельности ростовского митрополита Ионы Сысоевича. Исследователи справедливо сравнивают звонницу Ростова Великого с аналогичными сооружениями в Борисоглебском монастыре близ Ростова (1680 год) и в Воскресенском монастыре в Угличе (1674-1678 годы). В частности, северные фасады всех трех звонниц решены одинаково. Характерно, что все они относятся к одному типу звонниц "палатных иже под колоколы".

     […] Немаловажное значение имело и символическое значение звонницы. Подобно собору Покрова на Красной площади в Москве, ростовская звонница, благодаря престолу Входа Господня в Иерусалим, становилась символом этого города. Особенно очевидно это сравнение становилось в день престольного праздника храма, когда из Успенского собора к звоннице совершался крестный ход или "шествие на осляти". Четыре главы звонницы символизировали четырех евангелистов и указывали на четыре стороны света, куда "всем народам" несли благую весть двенадцать апостолов, символом которых являлись двенадцать колоколов звонницы. Звон колоколов, таким образом, знаменовал апостольскую проповедь. В наше время подбор на звоннице состоит уже из пятнадцати колоколов.

Материал подготовлен на основе статей:
Мельник А.Г. Новое о звоннице // Соборная звонница Ростова Великого: Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1993. Вып. 4. С.: 6-20;
Померанцев Н.Н. Звоны Ростова Великого // Турист. 1966. № 9. С.15;
Талицкий В.В. Ростовский Успенский собор. М., 1913
Раздел: Соборная колокольня и ростовские звоны. С. 58–81
С дополнениями составителя



составитель материала - Ольга Азарова

Далее >>

1 стр.    2 стр.   3 стр.   4 стр.   5 стр.

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru