вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> колокола россии -> колокола второго яруса ивана великого

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



     На втором ярусе колокольни Иван Великий сейчас находятся двенадцать колоколов XVI-XVIII веков весом от 40 до 200 пудов. Кроме этого, на ярусе есть два колокола современной работы. В настоящее время в звонах участвуют семь колоколов из четырнадцати. Среди них три колокола XVI века.

Колокол "Корсунский". 1559 год. Мастер Нестор Псковитинов
  Колокол "Корсунский". По преданию, он был привезен на Русь из Корсуни (Херсонеса), среди прочих даров равноапостольного князя Владимира. Так это или не так, но достоверно известно, что в этом древнейшем датированном русском колоколе Москвы содержится металл от более древнего его предшественника. В 1559 году колокол перелил московский литейщик Нестор Иванов сын Псковитинов (очевидно, мастер происходил из Псковичей). Вес колокола по Описи 1749 года - 40 пудов. Его высота и диаметр составляют около метра. На колоколе размещена следующая надпись: "Божию милостию, повелением царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца, перелит бысть сей колокол Корсунский лета 7067 (1559), переливал мастер Нестор Иванов сын Псковитинов, весу 40 пудов". Оформление "Корсунского" колокола чрезвычайно скромное. Кроме надписи, на колоколе есть несколько простых рельефных поясков. Наибольший интерес вызывает форма этого колокола: уже в конце XVI века русские мастера отливали совсем иные колокола.

     Небольшой "Безымянный" колокол XVI века, который находится на противоположной стороне того же яруса, своими очертаниями и пропорциями очень похож на "Корсунский". Вес "Безымянного" составляет семь с половиной пудов (123 килограмма). Колокол весьма прост по своему оформлению: он совершенно гладкий без надписей, и украшен лишь примитивным пояском, отделяющим поля колокола от вала. Все без исключения исследователи относят его к работам мастера Нестора Псковитинова, отливавшего "Корсунский" колокол. Возможно, оба колокола были отлиты для колокольни Иван Великий по единому царскому заказу Ивана Грозного.

Колокол "Немчин"
Деталь орнамента
     Колокол "Немчин" отлит в 1550 году. Это древнейший ныне действующий благовестник Москвы. Слово "Немчин" обозначает "Немец": так в старину на Руси называли любого западно-европейца, происходившего не из Италии (последних именовали "Фрязинами"). Следует отметить, что название "Немчин" относилось не к этому колоколу, а к висящему в соседнем пролете Ивановского столпа, отлитому Николаем Оберакером. Но после утраты колокола Оберакера (колокол был уничтожен в 1930-е годы) название "Немчин" было случайно перенесено на колокол 1550-го года. На колоколе размещен изящный растительный орнамент и надпись, выполненная на старо-немецком языке. В некоторых местах надпись прерывается изображениями херувимов и лилий. Шесть ушей колокола украшены рисунком в виде витого жгута. Надпись представляет собой Евангельскую строку и переводится следующим образом: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного. Дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин. 3, 16[1]. Также в надписи указан год отливки колокола "ANNO 1550". Весит колокол приблизительно 150 пудов (по Описи 1695 года), что составляет 2,5 тонны. Вероятно, он был привезен в Москву после Дерптского похода в период Ливонской войны 1558 - 1583 годов и помещен на колокольню Иван Великий в качестве военного трофея.[1].

Орнамент на колоколе "Немчин"

     Колокол "Новый Успенский" отлит в 1679 году мастером Федором Моториным - основателем известной династии колокольных мастеров - для Успенского собора Московского Кремля. Его вес по Описи 1685 года - 200 пудов, то есть более трех тонн. В конце XVII столетия на Успенской звоннице Московского Кремля уже находился "Большой Успенский" колокол, отлитый Александром Григорьевым в 1655 году. Поэтому колокол Федора Моторина получил название "Новый Успенский".

Колокол "Новый Успенский"
1679 год. Федор Моторин
     Колокол украшен широким орнаментальным поясом, состоящим из четырех рядов. Верхний и нижний ряды образованы изящными арабесками и жемчужником. Между ними заключена литая надпись и ряд сложного цветочного орнамента. Текст надписи выполнен четко очерчеными славянскими буквами и довольно легко читается. Начинается он в верхней части колокола: "Лета 7187 (1679) июля в 30 день в царство благочестивои державы благовернаго и христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержца" и продолжается внизу: "о Святем же Дусе при Святейшем кир Иоакиме Патриархе Московском и Всея России вылит сей колокол к Соборной церкви Успения Пресвятыи Богородицы. Лил сей колокол мастер Федор Моторин весу 200 пудов". В текст включено изображение Голгофского креста с орудиями страстей. Голгофский крест и имя мастера обрамлены небольшими цветками, которые можно назвать отличительной особенностью этого колокола.

Фрагмент орнамента на колоколе "Даниловский". 1678 год
 Колокол "Даниловский" изготовлен также Федором Моториным в 1678 году. Вес колокола около 200 пудов. Колокол был отлит для собора Живоначальной Троицы Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском. Надпись на колоколе начинается в верхнем поясе и продолжается на валу: "Лета 7186 (1678) при державе Великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца вылит сей колокол в Переславле Залесском Живоначалныя Троицы при архимандрите Варфаломее. А дал в тот колокол того ж монастыря старец Филарет Фадеевич Волчков четыреста рублев а досталстроена монастырскою казною, а лил сей колокол Федор Моторин".

     Остается непонятным, каким образом колокол со столь определенным посвящением в Троицкий монастырь Переславля оказался на колокольне Иван Великий в Московском Кремле. Скрупулезное описание суммы вклада, забавное уточнение отчества старца-жертвователя, общий пространный "парадный" стиль надписи не оставляют сомнений в том, что колокол был безоговорочно предназначен для своей монастырской колокольни. Нелишним было бы заметить, что этот колокол был отлит почти год-в-год с колоколом "Новый Успенский" тем же самым мастером - Феодором Моториным. Возможно, "Даниловский" колокол, стоящий на литейном дворе Моторина и ожидающий отправки в Переславль, попросту попался под руку, когда государевы приставы приехали забирать "Новый Успенский" колокол. В Описи 1749 года "Даниловский" колокол уже упоминается среди колоколов Ивановской колокольни[2]. "Новый Успенский" и "Даниловский" колокола были отлиты в одной и той же мастерской, однако при взгляде на них создается впечатление, что они изготовлены разными мастерами, настолько непохожи они по своему оформлению. Особенно показательны уникальные по изяществу изображения шестикрылых херувимов и серафимов на "Даниловском" колоколе.

Колокол "Ляпуновский". 1697 г.
     "Ляпуновский" колокол 1697 года тоже изначально не предназначался для колокольни Иван Великий. Он был изготовлен как вклад стольника Андрея Григорьевича Ляпунова в церковь Святой Троицы его вотчины - села Троицкого Коломенской волости, как это следует из гравированной надписи на нем: "Лета 7205 (1697) мая в 12 день приложил сей колокол стольник Андрей Григорьевич Ляпунов в Коломенскую свою вотчину в село Троицкое к церкви Святой Троицы по обещанию своему в котором весу 10 пудов 10 фунтов". Колокол так и называют - "Ляпуновский". Помимо надписи, колокол украшен двумя орнаментальными поясами. Верхний выполнен в виде трилистника, а нижний состоит из арабесок и жемчужника.

     Интересен колокол "Марьинский" 1668 года - вклад на помин души боярина Бориса Ивановича Морозова и его жены боярыни Марии в церковь преподобной Марии Египетской, что следует из текста надписи: "Лета 7176 году марта в 23 день вылит сей колокол к церкви преподобной Марии Египетской по душах блаженныя памяти боярина Бориса Ивановича Морозова, да по жене его боярыне, весу в нем 79 пудов". Колокол оказался на Ивановской колокольне после того, как род бояр Морозовых попал в немилость после церковной реформы патриарха Никона, а последняя его представительница была казнена. Очевидно, колокол заменил своего стопудового предшественника, когда тот был поврежден. Именно предыдущий колокол упомянут в Описи 1695 года[3].

Фрагмент орнамента на колоколе "Марьинский". 1668 год
     "Марьинский" колокол впервые упомянут более чем полстолетия спустя - в Описи 1749 года. Украшает его нарядный орнамент из четырех рядов. Верхний и нижний ряды - это арабески с жемчужником. Второй ряд - литая надпись. Третий ряд особенно красив. Он выполнен в виде львиных голов с кольцом в пасти в окружении цветов[4]. К сожалению, имя мастера в надписи не указано, но по орнаменту можно предположить, что это Федор Моторин. И орнамент, и надпись имеют повреждения - натеки металла из-за не совсем удачной отливки.

     Колокол "Глухой" отлит известным русским литейщиком Андреем Чоховым и его учеником Игнатием Максимовым в 1621 году. Вес колокола по Описи 1695 года - около 100 пудов. В Описи 1749 года он назван "Малой рев". "Глухой" - один из пяти колоколов, отлитых специально для Успенского собора Московского Кремля[5]. В настоящее время их сохранилось три. Самый большой из них "Реут", находится на Успенской звоннице, а второй колокол - на третьем ярусе Ивана Великого. На колоколе "Глухой" очень скромный орнамент в виде характерного для Андрея Чохова трилистника и вкладная надпись с указанием даты отливки и имени мастера. Такой орнамент присутствует на всех сохранившихся на Иване Великом колоколах этого мастера.

Фрагмент орнамента на колоколе "Глухой"
Фрагмент орнамента на колоколе "Реут"
     Орнамент и надпись расположены на плече и на валу колокола: "Божиею милостию и повелением Государя и Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича ВСея Русии Самодержца и по благословению отца его Государева Великого Г(осу)Д(а)РЯ Светейшего Потриарха Филарета Никитича Московскова и Всея Русии слит сей колокол к Соборной церкви Успения Пречисыя Б(огоро)Д(и)ЦЫ и Великих Чудотворцов Петра, Ионы в лето 7129. Делал Ондрей Чохов да Игнате(й) Максимов". Колокол поврежден: две трети его высоты пронизывает сквозная трещина, идущая от края колокола вверх. Отсюда и название - "Глухой". Неизвестно когда точно колокол был поврежден. Он находится в арке, которая выходила на Чудов монастырь.

Орнамент на колоколе Филиппа Андреева
 Колокол 1687 года отлит московским мастером Филиппом Андреевым. Вес колокола около 65 пудов, то есть чуть больше тонны. Он в три раза меньше "Ростовского", который был отлит Филиппом Андреевым для Белогостицкого монастыря в Ростове Великом, однако сейчас находится на первом ярусе Ивановской колокольни. Надпись на колоколе 1687 года весьма лаконична: "Лета 7195 Году марта в 25 день лил сей колокол мастер Филипп Андреев". На колоколе изображены необычные крылатые существа с человеческими ликами в коронах и с кистью вместо хвоста. Этот орнамент напоминает ангелов, изображенных на колоколе "Ростовский". Колокол 1687 года, также как и "Глухой", был поврежден - трещина не позволяет использовать его в звонах.

     На ярусе есть еще два колокола, которые не участвуют в звонах. Это колокол "Архангельский" XVII века, весом восемь пудов. Второй колокол "Безымянный" XVIII (?) века. Вес колокола около 10 пудов. По мнению исследователей, эти колокола могли находиться на звоннице Чудова или Вознесенского монастырей. В 1929 году перед сносом монастырских зданий, колокола сняли, и долгое время они находились на Соборной площади Кремля. Перед возобновлением звонов на колокольне Иван Великий в 1992 году эти колокола были размещены на втором ярусе[6].

Библиография

[1] Костина И.Д. Колокола Московского Кремля. М., 2007. С.33,35
[2] Там же. С.39
[3] Там же. С.38
[4] Костина И.Д. Орнаментация русских колоколов XVI - начала XIX века из коллекции Государственных музеев Московского Кремля // Колокола: История и современность. Вып. 2. М.,1985. С.98.
[5] Костина И.Д. Колокола Андрея Чохова // Мир музея. 2001. №6. С.32
[6] Костина И.Д. Колокола Московского Кремля. М., 2007. С.41

составители материала - О. Азарова, Ю. Москвичева, К. Мишуровский


Колокола первого яруса Ивана Великого
Колокола второго яруса Ивана Великого
Колокола третьего яруса Ивана Великого

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru