вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> колокола россии -> колокола святителя макария

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 



 Первый взлет колокольного литья на Руси относится к концу XV века. На Пушечном дворе, основанном в 1479 году Аристотелем Фиорованти, итальянские и немецкие мастера отливают гигантские по тому времени колокола, весом в 500, а то и 1000 пудов. Колокол 1488 года был отлит мастером Федором Пушечником и находился на одном из ярусов колокольни Пафнутьево-Боровского монастыря. Вес его всего около 25 пудов. Сейчас колокол хранится в собрании музея-заповедника "Коломенское". Будучи иноком Пафнутьево-Боровского монастыря, будущий митрополит Макарий, несомненно, внимал этому колоколу. Благовестник имеет архаичную форму, характерную для европейской школы. По главе колокола в два ряда идет вкладная надпись с указанием имени великого князя Иоанна Васильевича, места вклада и имени мастера-литейщика. По способу изготовления верхних поясков видно, что восковые детали украшений мастер накладывал вручную. Очевидно способ открутки горизонтальных поясков в глине вместе с внешней формой, мастерам, работавшим в XV веке, был неизвестен.

     В 1530 году по указу святителя Макария был отлит благовестный колокол (весом 250 пудов) для Софийского собора его новгородской кафедры. Отливка колокола ознаменовала рождение наследника у Великого князя московского Василия Ивановича: "Егда бысть рождение государя, великого князя Ивана Васильевича всея Руси, тогда в Великом Новгороде вылили колокол к соборной церкви Святой Софии, повелением Боголюбивого архиепископа Великого Новгорода и Пскова владыки Макария велик добре…". Есть сведения об отливке в то же время, или немного позже, еще одного колокола для звонницы Софийского собора. Колокол весил уже 500 пудов. Он долго был большим благовестником Новгорода Великого. Возможно, шесть столбов и пять арок Софийской звонницы относятся к первой половине XVI века и выкладывались под уже имеющиеся колокола. Таким образом, вполне вероятна последовательная отливка 250 и 500 пудовых больших благовестников по благословению владыки Макария, во время его пребывания на новгородской кафедре.

     Известно, что пятисотпудовый колокол был вывезен в Александрову слободу во время карательного похода на Новгород царя Ивана IV Грозного и в 1570 году помещен на Распятскую колокольню. По описи конца XVII века на ней находилось двенадцать колоколов. Один из них - пятисотпудовый благовестник - был перелит на пушку при Петре I. В старину достаточно часто случалось, что поврежденные колокола переливались, порой с существенной прибавкой в весе. Хочется надеяться, что металл 250-пудового колокола владыки Макария вошел в трехсотпудовый колокол, отлитый в 1677 году Василием, Яковом и Федором Леонтьевыми, и стоящий ныне среди других колоколов на пьедестале под Софийской звонницей в новгородском Кремле.

 Нам неизвестно, как выглядели утраченные колокола владыки Макария, но сохранилось довольно много новгородских и псковских колоколов времени правления будущего митрополита в Новгороде. Их отличительной особенностью является вытянутая, ведрообразная форма со слегка расширенным валом. Вкладные надписи располагаются сверху на сковороде колокола. Иногда текст продолжается между верхних поясков и оканчивается на валу. С текстовыми поясами соседствуют орнаментальные пояски из завитков трав, зачастую включающие в себя небольшие медальоны с изображением диковинных зверей. Несколько удлиненная корона, состоящая из центральной петли с каплеобразным отверстием и проушных петель, довершает оформление колокола. Такая конструкция служила для подвижной подвески колокола, приспособленной для очепного звона. Единственным местом в России, где до наших дней сохранился очепной звон на трех раскачивающихся колоколах является звонница Псково-Печерского монастыря.

 После избрания на московскую митрополию, владыка Макарий вызывает в столицу литейщиков из Новгорода и Пскова. Многие из них имели собственные мастерские. Наиболее известен псковский литейный мастер Нестор Иванов. Его колокола сохранились на московской колокольне Иван Великий. Во втором ярусе колокольни находится Корсунский колокол. Он весит около 40 пудов и отличается приятным мягким голосом. Подобный ему колокол из уничтоженного кремлевского Вознесенского монастыря стоит на постаменте у Архангельского собора. Судя по профилю, короне и шрифту надписей он был отлит Нестером Ивановым.

    Владыка Макарий являлся не только мудрым устроителем церковной жизни, но уделял внимание и уставу колокольного звона. Об этом впервые на Руси был поставлен вопрос на Стоглавом соборе. После кончины митрополита колокольная деятельность Москвы на длительное время замирает. Последствия неудачной и долгой Ливонской войны, опричнины и Смутного времени надолго прерывают развитие литейного дела в России.


 Материал подготовлен на основе статьи Коновалова И.В. К вопросу о колоколах святителя Макария // Макарьевские чтения. М., 2003. С. 142-152

составитель материала - Ольга Азарова

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru