вы находитесь здесь: главная страница -> что такое церковный колокол -> история колоколов ->
-> колокола россии -> колокола первого яруса ивана великого

Добро пожаловать на сайт Zvon.Ru
Наш сайт - победитель в конкурсе православного интернета МРЕЖА в 2006 году


Система Orphus

 
 
 


     Первый ярус Ивановского столпа расположен на высоте около 17 метров. Восемь проемов-арок, прорезающие восьмерик, имеют высоту пять метров. В галерее, опоясывающей грани столпа, на балках расположены шесть колоколов весом от 200 до 450 пудов. Два проема - северный и северо-восточный - оставлены пустыми, так сложилось исторически. Колокольные пролеты открыты только с внешней стороны, поэтому площадка звона не просматривается насквозь. В северном, пустом, пролете находятся звонарские приспособления, устроенные специалистами Общества церковных звонарей в 1992 году. Четыре из шести колоколов управляются одним или двумя звонарями с помощью педалей, к которым приведены тяги от языков колоколов. Колокол, расположенный в западном пролете первого яруса является малым благовестником, и его звон осуществляется одним звонарем, раскачивающим язык в оба края. Колокол, висящий с восточной стороны, в звонах не используется.

     На первом ярусе колокольни сейчас находятся шесть колоколов: "Медведь", "Лебедь", "Широкий", "Новгородский", "Слободской" и "Ростовский". Четыре из них участвуют в звонах. До XVII столетия звон в колокола первого яруса осуществлялся очепным способом.

     Колокола "Медведь" и "Лебедь" отлиты в 1775 году, литейщиком Семеном Можжухиным. Они похожи друг на друга и имеют вес около 450 пудов. Оба колокола имеют свою историю, которая началась еще в XVI веке. Некогда "Лебедь" был благовестным колоколом Василия III, отлитым в 1532 году немецким мастером Николасом Оберакером. А "Медведь" появился при Иване Грозном в 1571 году. Колокол был отлит в Александровой Слободе мастером Иваном Афанасьевым для Новгорода [1], но сказывают, что государь на что-то в очередной раз осерчал, и колокол так и остался в Первопрестольной... Переливая "Лебедь" и "Медведь", Семен Можжухин сохранил на колоколах старые надписи.

     Колокол "Новгородский" перелит в 1730 году мастером Иваном Моториным из благовестника 1555 года, принадлежавшего новгородскому Софийскому собору. Это отображено в длинной надписи, где не только говорится о настоящей отливке, но и приведен текст, бывший на старом колоколе. Это довольно редкий случай: на колоколах почти никогда не ставят литые надписи об их предшественниках. На орнаментальном поясе колокола примечательно изображение апостолов Петра и Павла, которые держат свиток с видом Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Вес "Новгородского" колокола 430 пудов.

     Колокол "Широкий" был отлит в 1679 году мастерами-братьями Василием и Яковом Леонтьевыми. Его вес - 300 пудов. Название "Широкий" колокол получил из-за своих пропорций. На колоколе размещен необычно мелкий и плоский орнамент, который напоминает скань. Надпись занимает два ряда в верхней части колокола и продолжается на валу. Буквы рельефные и хорошо проработаны, поэтому надпись читается очень легко. Необычно лишь то, что слова отделены друг от друга точками. Звучание "Широкого" колокола очень певучее, продолжительное и долго не угасает после окончания звона.

   Колокол "Слободской", согласно надписи на нем, отлит в 1641 году. Вес колокола 309 пудов 20 фунтов. К величайшему сожалению имя мастера на нем не указано. В это время в Москве работали такие мастера как Иоганн Фальк, Данила Матвеев, его сын Емельян Данилов. По своим пропорциям колокол поразительно отличается от колокола "Широкий", который расположен в соседнем пролете. На полях "Слободского" его внешняя стенка имеет необычную "волнообразную" поверхность. Скругленные зауженные плечи колокола и слишком низко посаженный нижний пояс надписей делают колокол еще более изящным по форме. Убранство же его более чем скромно, основным украшением здесь является надпись, подчеркнутая двумя узкими полосками с мелким узором вьющегося стебля. Выполненная красивыми славянскими буквами, надпись в некоторых местах прерывается скрещенными трилистниками. Говорится в ней следующее: "Божию милостию повелением великаго государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Руси самодержца и при его благоверной царице и великой княгине Евдокии Лукьяновне, и при их благородных чадех, при царевиче князе Алексее Михайловиче и царевне и великой княжне Ирине Михайловне и великой княжне Татьяне Михайловне, перелит сей колокол Старой Слобоцкой в лето 7149, августа в 30 день". О происхождении названия "Слободской" можно только догадываться: его предшественник мог располагаться в проеме Ивана Великого, обращенном к слободам, прежний колокол мог быть отлит не в Москве, а в Александровой слободе, возможны и иные варианты.

     Колокол "Ростовский" отлит в 1687 году известным мастером Филиппом Андреевым для Белогостицкого монастыря близ Ростова Великого. Отсюда и название колокола "Ростовский". 1687 год - время трех правителей, все это находит отражение и в надписи на колоколе. Примечательно, что начало этой надписи слово в слово совпадает с надписями благовестников знаменитой большой Ростовской звонницы: "... при державе благочестивейших и великих государей наших царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, и при благоверной государыне царевне и великой княжне Софие Алексеевне..." Вес "Ростовского" колокола 200 пудов. Он украшен рельефными изображениями крылатых существ с человеческими ликами в коронах, с птичьим туловищем, лапами и с кистью вместо хвоста. Эти рельефы напоминают изображения на изразцах Степана Полубеса, выполненных в то же самое время. На колокольню Ивана Великого колокол "Ростовский" был помещен в XVIII веке, вместо разбившегося двухсотпудового Юрьевского колокола 1651 года, "немецкого литья".

     Все кремлевские колокола, в той или иной мере, декорированы узорами, изображениями. В украшении колоколов заметную роль играли надписи, или, как их называли прежде, летописи. Выполненные красивыми рельефными буквами, они включались в орнаментальный фриз в верхней части колокола, располагались внизу на валу. На некоторых колоколах буквы поставлены столь плотно, переплетаясь друг с другом, что отдельные места надписей трудно читаемы.

Описание колоколов Ивана Великого мы продолжим в следующих выпусках нашего сайта.

[1] Кавельмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI - первой половины XVII века // Колокола. История и современность. М., 1990. С. 75-118

составители материала - Ю. Москвичева, К. Мишуровский


Колокола первого яруса Ивана Великого
Колокола второго яруса Ивана Великого
Колокола третьего яруса Ивана Великого

 

Календарь на другие даты

Яндекс.Погода

Трудно ли научиться звонить в колокола?

не трудно: колокольный звон - это очень просто
на начальном уровне не трудно, а повысить уровень можно только самостоятельно за долгие годы
не трудно, только если есть хороший звонарь-наставник
чего проще - ноты в руки, и вперед
все постижимо, если стараться учиться
трудно, даже если очень стараться
сия премудрость доступна лишь одаренным
другой вариант ответа

результаты предыдущих опросов

1.gif

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

При воспроизведении материалов с сайта Zvon.Ru ссылка обязательна!
Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.
Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

программирование сайта :: aggressor.ru